Но в России 27-летней давности за спиной Ельцина никто не маячил. А за спиной Лукашенко сейчас стоит Россия, которая устами Сергея Лаврова уже поддержала идею конституционной реформы в Белоруссии.
Выбирая между двумя одинаково неприятными вариантами действий в соседней стране — защитой обреченного в исторической перспективе режима Лукашенко и поддержкой оппозиции, чей прозападный крен, несмотря на все заверения Тихановской и Колесниковой, заметен невооруженным глазом, — Кремль выбрал нигде не прописанный третий. Как намекают в высоких кабинетах в Москве, смысл действий России на белорусском направлении состоит в том, чтобы не делать «навязанного выбора», не совершать резких движений в условиях цейтнота и политической дестабилизации. Даже начинающий политолог знает: просто реагировать на быстро происходящие события — обрекать себя на поражение. Чтобы иметь шанс выиграть, надо эти события направлять.
На практике это означает, что в рамках первого этапа своей новой политической игры в Белоруссии Москва сделала ставку на максимальное успокоение политической ситуации в республике. Именно с этой целью Кремль оказывает сейчас Лукашенко максимально возможный объем поддержки. Именно с этой целью Путин сделал нашумевшее заявление о готовности России ввести в Белоруссию «полицейские» силы.
Описываемый «третий вариант» подозрительно напоминает первый? Если я правильно понимаю логику нового стратегического курса Путина в Белоруссии, то различия между двумя подходами должны стать заметными после того, как в соседней стране наступит политическое успокоение.
Как человек, который не мыслит для себя иной жизни, кроме жизни президента, Лукашенко точно хотел бы возвращению к тому, что на устаревшем дипломатическом жаргоне называется статус-кво-анте — положению, которое было прежде, той «тиши и благодати», которая якобы наличествовала в Белоруссии до выборов 9 августа. Но Кремль не настроен на такой выгодный для Батьки, но очевидно невыгодный для России сценарий дальнейшего развития событий.
«Президент Белоруссии предложил конституционную реформу. По нашей оценке, это и есть та форма, в которой можно организовать диалог с гражданским обществом и которая должна позволить обсудить все те вопросы, которые волнуют ту или иную часть белорусских граждан», — сказал российский министр иностранных дел Сергей Лавров 1 сентября в традиционной лекции перед студентами МГИМО.
Конечно, как и полагается настоящему дипломату, министр выразился столь округло, что не посвященным в тайны мадридского двора людям практически невозможно понять, что именно он имеет в виду. Как Лукашенко умеет организовать диалог с гражданским обществом, хорошо известно: те, кому на самом деле есть что сказать, оживленно «дискутируют» с ОМОНОМ, а тщательно подобранный властью актив старательно зачитывает темники из Администрации Президента.
Что же тогда на самом деле имел в виду Сергей Лавров? На мой взгляд, представление об этом можно составить, ознакомившись с мнением одного из лучших российских спецов по Украине и Белоруссии — политолога Олега Игнатова. Вот какой его тезис еще в августе появился на сайте некогда патронируемого Владиславом Сурковым Центра политической конъюнктуры.
«Учитывая отложенный потенциал для раскола страны на сторонников России и ЕС, то есть геополитического раскола, в интересах России — превращение Белоруссии в парламентскую республику и ослабление полномочий президента. Если президент сохранит большие полномочия, то высоки риски того, что каждая кампания по выборам главы государства будет превращаться в геополитическое противостояние, которого России выгодно избежать. Президентская власть вместо объединения страны будет ее раскалывать и актуализировать тлеющие антироссийские сантименты. Поэтому нужно максимально снизить цену президентского мандата и перевести белорусскую политику в коалиционный формат».
Ясно, что «максимально снизить цену президентского мандата» при живом и здоровом Александре Григорьевиче, по-прежнему восседающем в президентском дворце, — задача довольно проблематичная. Он, собственно, и сам это подтвердил, подчеркнув в ходе своего интервью российским СМИ, что даже после принятия новой Конституции президент должен сохранить контроль. Тем важнее значение того, что во время того же самого интервью Лукашенко правильно расставил акценты: заявил, что он, возможно, засиделся, склонен провести досрочные президентские выборы и готов уйти со своей должности, но только не под давлением. И, внимание, сюрприз: на следующий же день после этого заявления некие таинственные дипломатические источники в Москве подтвердили российским информагентствам дату скорого визита засидевшегося президента Белоруссии в нашу столицу.
Итак, все идет по плану? Я бы пока воздержался от чересчур оптимистичных заявлений. Обратная цена словоохотливости Лукашенко — крайне низкая цена его слова. По-максимуму воспользовавшись помощью Москвы в трудный момент, Батька вдруг может обнаружить, что он совсем не засиделся, а только начал свою президентскую карьеру.
Весьма условным пока можно назвать и внутриполитическое успокоение в Белоруссии, на которое так надеются в Москве. Продолжение многотысячных акций протеста. Арест Марии Колесниковой, которая оказалась более крепким орешком, чем Светлана Тихановская, и отказалась «добровольно депортироваться» из страны…
Острая фаза поствыборного внутриполитического противостояния в соседнем с нами государстве пока еще далека от завершения. Но, по крайней мере, у России, похоже, есть нацеленный в будущее план действий на ключевом для нас направлении внешней политики. Посмотрим, выдержит ли этот план испытание реальностью.