ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 29, 2021

Платформы говорят

Рейтинг: 0

Автор: Егор Беликов. GQ

Весь мир ушел из офлайн-кинотеатров, хлопнув дверью, — теперь там если не опасно, то в любом случае как-то тревожно. И даже если не преувеличивать, то паттерн потребления развлечений определенно сместился в сторону домоседства: каждый уважающий себя консьюмер научился привязывать банковскую карточку к аккаунту Netflix. Теперь осталось понять, зачем платить за расплодившиеся российские онлайн-кинотеатры — все эти наши ответы Западу. Ответы на вопросы, которые России, строго говоря, никто и не задавал.

Возможно, вы удивитесь, но зарубежные игроки (Netflix, Amazon Prime) присутствуют в нашей стране скорее номинально, не на первых местах по доле охвата платящей аудитории. Правят здесь огромные российские капиталы, которые решили по-быстрому отхватить большой кусок от новой пользовательской базы. У «Яндекса» есть «КиноПоиск HD», у «Сбера» — Okko, у «Гапром-Медиа» — Premier, у «Национальной Медиа Группы» — more.tv. МТС основал для себя карманный Kion, «Мегафон» приобрел долю в Start, а в ivi (лидера в этом списке, если судить по текущим замерам) инвестируют Роман Абрамович и ВТБ. Символично, что в данный бизнес решило зайти довольно много компаний, так или иначе сочлененных с государством, но пока что это схватка гигантских и временно невозвратных вложений в какое-то далекое будущее. Так же в свое время действовали первые инвесторы Uber и все того же Netflix, и это дальновидно, ведь главное, что сейчас можно сделать, — выработать у потребителя новые поведенческие привычки. Если люди запомнят, что за вечерней порцией даже не кино или сериалов, а контента надо лезть не на привычный YouTube, а на условный ivi, то это будет намного ценнее, чем сиюминутная прибыль. Совершенно точно можно сказать, что ни один российский онлайн-кинотеатр еще не перешел на самоокупаемость — но при этом надо понимать, что наши нетфликс-эпигоны вслед за своим вдохновителем по минимуму делятся собственной статистикой и финансовыми результатами.

Сегодня, по сути, золотые времена для всех российских кинопродюсеров, и неизвестно, сколько такая лафа еще продлится. Несмотря на турбулентный прокат полного метра, несмотря на то что на сериал куда сложнее получить дотации от Минкульта и Фонда кино, на стадию производства сейчас переходит какое-то рекордное число проектов, а значит, для них для всех находится некая кормовая база. Возможно, раньше все это снималось для ТВ и теперь просто стало заметнее для зрителя, окончательно расквартировавшегося в интернете, — но ощущение переполненности эфира однозначно есть. Разные сервисы перебирают все подходящие варианты по производству контента — именно контента, потому что это уже не только кино. В ход идут и артхаус, и телетеатр (Okko пытался снимать на камеру несколько спектаклей, спродюсированных Иваном Вырыпаевым), и стендап, и документалистика уровня YouTube-расследований, и спортивные трансляции. Впрочем, этот путь не нов: Netflix тоже промышляет подобным, заказывая себе иногда пошлейшие (по-ожеговски) реалити-шоу в духе Too Hot to Handle. Печально лишь, что за всем этим радостным производственным бумом упускается что-то важное. Конечно, не было больших надежд, что за разливом бюджетов последует расцвет отечественного киноискусства, но то, что происходит, — это все же неправильно.

Похожее разочарование уже успели испытать и некоторые подписчики Netflix. Если раньше он — по старой памяти тех, кто прикипел к зарубежным сериалам еще до их легализации (то есть смотрел все в пиратских переводах), — выглядел как спаситель от засилья контента уровня российского телевидения, то в какой-то момент зрители обнаружили, что там полно и низкопробных сценариев проведения вечера, что называется, «слишком low-brow». С отечественными же аналогами изначально было не всегда понятно, зачем они, собственно, нужны. С точки зрения основателей сервисов, конечно, все ясно: таким образом они заманивают к себе аудиторию, которая стремительно уходит с ТВ в интернет. Именно для них и выходят эти многочисленные российские сериалы, якобы «эксклюзивные», хотя на самом деле примерно такие же, как на федеральных каналах, просто чуть моднее переупакованные и иногда слегка, косметически подороже снятые. А ведь хотелось бы увидеть что-то качественно новое. Ведь за этим мы, в конце концов, и смотрим новое кино: чтобы стать свидетелями чего-то такого, чего мы и представить себе не могли.

Вдвойне обидно видеть в онлайн-кинотеатрах перепевки телевизионных историй еще и потому, что пространство художественного допуска на стримингах намного шире, чем на нашем зашоренном ТВ. Все дело в том, что большая часть интернет-контента пока что проходит ниже радаров (иногда, конечно, чудом): в целом к нему не выдвигают таких жестких требований, как на государственных и в край зарегулированных каналах. Здесь еще можно сквернословить без запикивания, разрешается (с правильной возрастной маркировкой) демонстрировать обнаженные тела, причем так, что в приличных местах это сочли бы порнографией. Вообще, экранная эксплуатация человеческой сексуальности в самых разных формах не только могла бы спасти от нехватки идей молодой сегмент российской киноиндустрии, но и подняла бы наши сериалы на новый уровень познания телесности, которую у нас боятся осмыслять испокон веков — как минимум с тех пор, как «секса в стране не было». То есть появление подобных сериалов имело бы некоторые художественные дивиденды. Но жизнь показала, что такого почти не случается. Да, есть прецеденты вроде «Хэппи-энда» на more.tv о вебкам-карьере XXI века, но чаще всего продюсеры, дорвавшись до неожиданной свободы нравов, ведут себя как подростки за гаражами, которым чудом достался журнал Playboy.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни