Последние коллекции модных кутюрье доступнее, чем в Милане, самый дешевый в мире iPhone, пятизвездочный отель по цене хостела. Иностранцы едут в Россию на дауншифтинг, а россияне вспоминают маршруты, по которым гоняли машины из Европы в Россию, но теперь купленные в Москве BMW гонят уже в Германию.
Последний год 29-летний житель Катара Роджер Касул бывает в Москве так часто, как позволяет работа в Дохе,— прилетает каждые два месяца. Российская столица теперь его любимое место отдыха. В России у Роджера невеста, но это не единственная причина такой привязанности. "У вас здесь все так дешево! — таращит глаза Роджер и, опасаясь, что допустил бестактность, торопливо продолжает: — Я сожалею, что так случилось с вашей экономикой, но будем считать, что я ее немного поддерживаю, вношу посильный вклад".
По меркам Катара Роджер небогат — занимает невысокую должность в местной авиакомпании и получает среднюю по здешним понятиям зарплату. Но учитывая, что средняя зарплата в маленькой нефтеносной стране в пересчете составляет 55 тыс. долларов в год, а каждый работающий получает гигантский соцпакет, в России он чувствует себя шейхом. И эта сказочная жизнь продолжает дешеветь на глазах. В российскую столицу Роджер прилетает с огромным пустым чемоданом и набивает его всем, чем можно. "Я везу обратно сыр, колбасу, крупы, консервы, фруктовые соки, одежду,— скрупулезно перечисляет молодой человек.— В Дохе все это стоит в 20 раз дороже. Я не шучу: в среднем в 20 раз! Все шкафы, холодильник — у меня дома все забито московскими покупками".
Два года назад российская столица, согласно исследованию группы Mercer, входила в десятку самых дорогих городов мира для иностранцев, а в прошлом году откатилась на 50-е место. Исследования проводились весной 2015-го, и, по отзывам часто путешествующих туристов, сейчас Москва по стоимости пребывания дешевле уже почти всех европейских столиц.
Страна победившего коммунизма
Более свежее исследование — у CNNMoney. В феврале издательство обнародовало рейтинг стоимости iPhone 6s в разных странах, и оказалось, что теперь Россия — одно из самых дешевых мест для покупки продукции Apple. Дешевле, чем у нас, сейчас гаджет можно купить только в Канаде, ОАЭ, Гонконге и США. iPhone 6s 64 Gb в российском интернет-магазине Apple стоит 65,99 тыс. руб., или $857, самое выгодное предложение на "Яндекс.Маркете" — 57 тыс., или $746. Для сравнения: в Германии аналогичная модель в пересчете на доллары обойдется в $952, в Бельгии — $956, в Китае — $940.
Электроника и бытовая техника вообще в пересчете необычайно дешевы. Так, телевизор LG 49LF620V в России стоит около $470, в Германии — $522. Разница в ценах на электронику и бытовую технику составляет от 5% до 20% в зависимости от бренда. Цены на продукцию Lenovo, например, на 10-15% ниже европейских.
Подешевел шопинг и для модниц, привыкших покупать дизайнерские вещи в Европе. Московский ЦУМ в феврале объявил акцию "Все по миланским ценам" — компания Mercury, крупнейший российский импортер товаров класса люкс, управляющая торговым центром, пообещала, что держать прежние цены будет до тех пор, пока курс евро не изменится более чем на 10%.
Так, сумка B-rockstud из новой весенне-летней коллекции Valentino продается в ЦУМе за 221 тыс. руб. Жуть? Да, но только на первый взгляд: в пересчете на валютный курс это на €300 с лишним дешевле, чем в официальном интернет-магазине бренда. Короткое платье из шелка-крепдешина от Emilio Pucci в ЦУМе обойдется примерно на €100 дешевле, чем в онлайн-бутике марки (€855). А прозрачные туфли на шпильке, украшенные черной кружевной вышивкой, от Oscar de la Renta, которые продаются в онлайн-магазине бренда за рубли и стоят 97 859 руб., "проигрывают" ЦУМу почти 8,5 тыс. Но особенно радуют цены на нежно любимую россиянами Dolce & Gabbana. Так, красное шерстяное платье клеш с аппликациями ромашки из новой коллекции в ЦУМе можно приобрести за 121,5 тыс. руб.— это почти на €800 дешевле, чем в онлайн-магазине марки. Юбка клеш с алыми маками (74 550 руб. в ЦУМе) обойдется почти на €500 дешевле.
Впрочем, что одежда — самая заметная разница в ценах на иномарки, особенно премиум-класса: она доходит до десятков тысяч евро. Mercedes E 200 Business в базовой комплектации в России стоит почти €35 тыс. (2,88 млн руб.), тогда как в Германии — более €45 тыс. Audi A4 в базовой комплектации обойдется в России в €22,6 тыс. (1,87 млн руб.) против €30,65 тыс. в Германии, а BMW 740Li xDrive — в €69,37 тыс. (5,73 млн руб.) против €97,1 тыс.
Как Париж, только дешевый
Николя Шеффер шутит, что он всю жизнь прожил во Франции, но у него никогда не было ни одного сувенира с Эйфелевой башней, а теперь в Москве такой сувенир у него появился — башня нарисована на карточке его фитнес-клуба. По иронии судьбы фитнес-клуб рядом с квартирой, которую снимает Николя в Москве, называется Paris Life. В декабре прошлого года, когда истек контракт с фирмой, на которую Шеффер работал в Париже как химик-исследователь, он решил поменять привычный образ жизни и несколько месяцев отдохнуть. Для дауншифтинга Николя отправился в Москву, где у него живут друзья. Вот уже пару месяцев Николя живет здесь на свои совсем небольшие накопления и наслаждается жизнью: занимается спортом, гуляет, устраивает посиделки с друзьями. В целом проживание обходится дешевле, чем в Париже, в два-три раза. Лишь один пример: в Париже месячный проездной на автобус и метро стоит €70, а в Москве — 2 тыс. руб.
Конечно, массовым явлением продолжительный дауншифтинг в России не стал, а вот въездной туризм растет довольно отчетливо. По данным Ростуризма, в 2015-м он увеличился на 18% по сравнению с предыдущим годом. Чиновники такую динамику назвали беспрецедентной. Как всегда, особенно охотно едет интурист в Санкт-Петербург.
Помимо красот город манит иностранцев дешевизной совсем уж сказочной. Если Москву Mercer спустил из первой десятки на 50-е место по дешевизне для иностранцев, то Санкт-Петербург в прошлом году потерял в рейтинге аж 117 позиций, опустившись с 35-го места на 152-е, по оценкам расходов иностранцев на аренду жилья, транспорт, развлечения и шопинг.
"То, что творится здесь с прошлого года, это даже не туристический бум, это туристический ад! — шокирован владелец отеля "Гельвеция" в Санкт-Петербурге Юнис Теймурханлы.— Иностранцев больше, чем туристов-россиян, у меня с мая по сентябрь на 16-й год все продано. Никогда такого не было!"
Подобная активность, рассказывает Юнис, наметилась около года назад, после вступления в силу перемирия в Донбассе: "Обыватель, как правило, не разбирается, где именно стреляют: если по телевидению ему показывают, что стреляют, и звучит слово Russia,— не едут. А вот на санкции обывателям плевать, они и не знают, что это такое. У них два критерия при выборе места отдыха — дешевизна и безопасность".
Американцы, французы, итальянцы, немцы, китайцы, индийцы, перечисляет Юнис. Совсем новое явление — иранцы: "Раньше иранцев здесь не было, а теперь нам в сезон их предлагают по 70 групп. Для них стало дешево и модно ездить в Россию". "Гельвеция" — это четырехзвездочный делюкс-отель, в высокий сезон самый дешевый номер стоит 8 тыс. руб. "Часть россиян такая цена сразу отсекает, а для иностранцев это теперь всего €100, и номер за такие деньги может купить, образно говоря, испанский сантехник или итальянский фермер. В итоге в отеле класса делюкс мы получаем клиента немного не того уровня",— расстраивается Юнис.
В сегменте одежного люкса похожая ситуация. "Покупатели из Азии выносят от нас одежду мешками",— с ужасом рассказывает продавец одного из столичных бутиков в Третьяковском проезде. Московский ЦУМ обзавелся указателями и вывесками на китайском языке и собирается нанять продавцов со знанием китайского, а также запустить специальные шопинг-туры для туристов из КНР. По данным департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы, китайцы, крупнейшие потребители люкса в мире, в прошлом году потратили на покупки в Москве от $800 млн до $1 млрд.
Постепенно пошли деньги из-за рубежа и на рынок недвижимости. Средняя цена квадратного метра в столице с докризисных времен снизилась в два с лишним раза: если в начале 2014 года она составляла чуть более $5 тыс., то сейчас не дотягивает и до $2,3 тыс. Показательно, например, что с инвестиционной целью в прошлом году иностранцы (среди них чуть не две трети — российские эмигранты) купили в Est-a-Tet жилой недвижимости на 25% больше, чем год назад, рассказывает Анна Карпова, директор департамента элитной недвижимости компании. Наибольшим спросом пользуются одно- и двухкомнатные квартиры бизнес- и премиум-класса ценой около 15 млн руб.
Но самые увлекательные события разворачиваются, пожалуй, на автомобильном рынке. Если в 1990-е иномарки гнали из-за границы в Россию, то теперь ровно наоборот: из России их перегоняют в Белоруссию, Казахстан и страны Европы. По данным аналитического агентства "Автостат", около половины ввезенных в Белоруссию в прошлом году новых автомобилей были российского происхождения. Генеральный директор "Азия Авто Казахстан" Ержан Мандиев в интервью "Автостату" говорил о "колоссальных цифрах" ввоза автомобилей из России в прошлом году — 68 тыс. новых машин и 127 тыс. подержанных.
Страшилки для дураков
Нынешние маркетинговые акции российских ритейлеров — продают они хоть коньяк, хоть машины, хоть коттеджные поселки — до зевоты однообразны. Общий посыл — "хватай сейчас — завтра подорожает": "уникальная акция — евро по 60", "последний месяц низких цен" и пр. и пр. Продавцы пугают — покупатели пугаются, но с каждым месяцем все меньше. Во всяком случае, этой зимой рубль валился почти так же стремительно, как прошлой, но граждане взяли себя в руки и по пять телевизоров в этот раз покупать не стали (видимо, досматривают купленные в прошлом году).
Россияне постепенно осознают, что импортные товары не будут дорожать так же стремительно, как валюта. Не будут, потому что помимо собственно цены закупки товара есть и другие факторы формирования его конечной цены. А эти факторы по большей части не дорожают. Не дорожает коммерческая недвижимость и, соответственно, аренда. Ситуация на рынке торговой недвижимости настолько отчаянная, что в некоторых случаях аренда дешевеет даже в рублях. Не дорожает наемный труд — увы. Не богатеют и потребители (за редкими описанными в этой статье исключениями) — и потому продавцы вынуждены снижать свою маржу. Многие ритейлеры признаются, что готовы работать "в ноль", лишь бы не обанкротиться и хоть как-то дожить до конца кризиса. А учитывая такие настроения, рекламные "страшилки" уже практически ни на кого не действуют. Скорее всего, в ближайшие месяцы Россия так и останется "дешевой" страной, чье население продолжит беднеть и сокращать потребление. Зато какие перспективы для туризма и дауншифтинга.