ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 25, 2018

Продажный Санта, гламурный Валентин

Рейтинг: 0

Автор: Владислав Гринкевич. Профиль

Как страсть к наживе помогла создать популярные символы праздников

Современные праздники – это причудливая смесь традиций и маркетинговых технологий. Возьмем Новый год. Если верить статистике, в канун новолетия продажи шампанского подскакивают в пять-шесть раз, обороты крупных магазинов увеличиваются на 100–200%, в полтора-два раза вырастают обороты кондитерских фабрик и ликероводочных заводов. Не будь популярных праздников, бизнесмены просто обязаны были бы их придумать. Впрочем, они это и делают…

We’re all living in America

Аскетичный и чуть мрачноватый епископ Мирликийский Николас, он же Николай Чудотворец, ни капли не похож на слащавого старичка в красном полушубке с белой опушкой, которого весь мир считает символом Рождества. Этот красно-белый Санта появился около 90 лет назад, и придумали его маркетологи Coca-Cola, ломавшие голову над тем, как повысить продажи своей газировки в зимний период. Понятно, что в холодное время прохладительные напитки покупаются не ахти. А что если наш продукт будет ассоциироваться с главным зимним праздником, с Рождеством? Какой у нас рождественский символ? Санта-Клаус. Вот он и станет главным инструментом продаж! Это была, без преувеличения, прорывная идея.

В 1931 году художнику Хэддону Сандблому было заказано изобразить персонажа в корпоративных цветах компании, и тот нарисовал добродушного старичка с круглым животиком, в смешном колпаке и с мешком подарков. Образ оказался удачным, а благодаря агрессивной рекламе, американскому влиянию и глобализации теперь Санту иначе никто и не представляет. Как поют Rammstein, we’re all living in America.

А толстенький старичок попрежнему продает. Теперь уже всё подряд: шоколад, бытовую технику, тарифы мобильных операторов. В торговых центрах десятки надувных, электрических и живых ряженых Сант улыбаются и указывают в сторону витрин: заходи, покупай, покупай!

К слову, епископ Николас и сам был неплохим маркетологом. Выражаясь современным языком, он занимался продвижением христианских праздников. Чтобы популяризировать Рождество среди соотечественников, он начал раздавать в этот день подарки и деньги беднякам и их детям. Позже появилась легенда о том, как Николас помог бедному отцу, не имевшему приданого, чтобы выдать замуж трех своих дочерей. Епископ узнал, что родитель готов сделать девушек проститутками, и тайно по ночам стал подбрасывать в дом бедняку мешочки с золотом. Из этих историй в католической Европе и зародилась традиция дарить друг другу и детям подарки.

Только не на Рождество, а на день святого Николая. Потом были Лютер, реформация, религиозные войны. В протестантских странах почитание святых не одобрялось, поэтому подарки стали дарить на Рождество. Кое-где, как в Голландии, религиозные запреты были не столь строги, и святой Николай – там его звали Синтиклаас – остался, но постепенно трансформировался из канонического святого в сказочный персонаж. Считается, что именно голландские колонисты привезли Санта-Клауса в Новый Свет. По крайней мере, «отец американской литературы», автор «Легенды о Сонной лощине» Вашингтон Ирвинг упоминает об обычае чествовать святого Николая в Новом Амстердаме (голландское название Нью-Йорка в XVII веке).

В стране англосаксов-пуритан, настоящих WASP, которые и Рождеството не отмечали, святитель Николай мог выжить, только окончательно превратившись в элемент городского фольклора.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни