Новый коронавирус живет с человечеством уже более полугода. За это время специалисты высказали о нем немало разных мнений, но многие выводы затем были опровергнуты. А что достоверно известно сегодня? «Комсомолка» задала самые злободневные вопросы о SARS-CoV-2 авторитетному эксперту - вирусологу, доктору медицинских наук, профессору Анатолию Альтштейну.
УЖЕ НЕ ТАК ЖЕСТОК?
- Анатолий Давидович, несмотря на все предостережения санитарных врачей, масками и перчатками люди сейчас все чаще пренебрегают. Но при этом тяжелых случаев течения COVID-19 все меньше. И каждый день цифры заболеваемости хоть немного, но снижаются. Означает ли это, что вирус слабеет, и правы оказались те, кто говорил: мол, с приходом жары коронавирус уйдет окончательно?
- Жара не может привести к ослаблению вируса, а вот на людей, которые этим вирусом заражаются, летняя погода повлиять может. Летом люди меньше заражаются, потому что больше времени проводят на открытом воздухе, где есть пространство для того, чтобы побыть в отдалении друг от друга. К тому же во время теплого сезона улучшается иммунитет, мы в принципе реже болеем простудными заболеваниями.
Если же говорить про силу вируса, то вирус действует так: переходя от человека к человеку, он начинает приспосабливаться к популяции, то есть меньше убивает и при этом сохраняет способность передаваться дальше. Вирусу вообще-то невыгодно вызывать тяжелое заболевание, ведущее к смерти.
Его эволюционный выбор таков, что ему намного целесообразнее вызывать легкое течение инфекции, чтобы люди не прекращали общаться, и вирус мог активно распространяться дальше. Еще в 30-е и 40-е годы ХХ века ученые рассматривали эволюцию инфекционных болезней и пришли к выводу: тяжелое в первое время инфекционное заболевание со временем становится все легче. Коронавирусы в принципе приспособлены к тому, чтобы обращаться с организмами мягко, то есть пользоваться их возможностями, размножаться, жить за их счет, не причиняя сильного вреда. Так что есть надежда на то, что взаимоотношения этого коронавируса с человечеством пойдут по такому плану.
- И сколько нам ждать?
- От года до трех лет. Может, и больше. SARS-CoV-2 отличается от тех коронавирусов, с которыми мы имели дело до сих пор: гораздо более заразный, а последние пять месяцев показали, что освободиться от него сложно. И помимо надежды на то, что он постепенно ослабеет, нам надо думать еще и про коллективный иммунитет, а значит, про вакцинацию. Я думаю, что вакцины начнут широко применяться уже в следующем году.
У НЕГО СОТНЯ ВАРИАЦИЙ ?
- Правда ли, что вирус мутирует и приобретает все новые разновидности? Говорят, их только в России свыше 100.
- Вирусы - очень изменчивые создания. На каждом из этапов размножения у вируса появляется новая нитка РНК. Как правило, в ней будет определенное количество изменений. Вирус выбирает те изменения, которые ему выгодны, и развивает их. Когда речь идет о мировой пандемии или об эпидемии в таких больших странах, как Россия или США, то в разных районах страны действительно могут быть варианты одного вируса с отличающимися свойствами.
С ОТКРЫТИЕМ ГРАНИЦ ПРИДЕТ ВТОРАЯ ВОЛНА?
- Внутри Европы сейчас границы открываются, при этом вспышки в отдельных странах продолжаются. Не обрушится ли на Старый Свет вторая волна?
- Чтобы прекратить распространение вируса, всех людей нужно посадить по домам и сделать так, чтобы никто не выходил. Причем одновременно по всему миру. Да, распространение вируса это, безусловно, остановит, но останутся ли тогда люди? Поэтому вопрос борьбы с эпидемией всегда учитывает разные факторы - медицинский важен, но есть и экономический, и политический. Границы открывать когда-нибудь придется.
Я больше опасаюсь, что осенью будет рост заболеваемости, то, что называется второй волной. Конечно, с этим согласны не все специалисты. Но вирус никуда не денется, раз он есть, он будет заражать. А холодная и сырая погода только этому поспособствует, как и развитию других заболеваний простудного типа. Ведь что значит простуда? Когда мы говорим, что простудились и заболели, мы, конечно, не имеем в виду, что заболели от холода. Просто охлаждение организма ослабило иммунную систему, и инфекция развивается сильнее, чем в теплое время года.
МАСКИ И ПЕРЧАТКИ НАВСЕГДА?
- Говорят, нужно привыкать, что носить маски и перчатки теперь всегда...
- Я прекрасно понимаю, что люди уже не хотят, тем более по жаре, применять защиту, но это неправильно! Маска действительно помогает нам оберегать друг друга. Вы ведь никогда наверняка не знаете, есть у вас этот вирус или нет. Так что - дистанцирование и маски. Если вы заходите в транспорт или вам предстоит пройти через толпу, наденьте маску. Перчатки тоже желательны в транспорте. Полезно носить с собой и дезинфицирующий раствор. А вот если вы гуляете на свежем воздухе, где нет скопления людей, маска не требуется.
- Значит, надолго...
- Точно до тех пор, пока заболеваемость не уменьшится до единичных случаев.