С начала перехода на режим самоизоляции эксперты зафиксировали всплеск активности блогеров: растет количество записей, комментариев и лайков. В частности, число постов в «Инстаграме» скакнуло на 57,3 процента. Но главная цифра впереди: темп прироста новых подписчиков, подсчитали сотрудники сервиса интернет-анализа «Амплифер», увеличился в ,6 раза по сравнению с докарантинным периодом. Наш обозреватель узнал у экспертов, что означают эти цифры.
Итак, пандемия указала путь, мы ринулись в соцсети... И верно, а что еще делать, если на улицу выйти было нельзя, а жажда общения велика. Знаменитое «В сад, все в сад!» сменил призыв «Все в Сеть!». Ну а попавшие в сеть, как известно, без потерь выбираются оттуда редко. Кто-то вообще растворяется там без осадка...
Увы, и без того достаточно агрессивная сетевая среда, впустив в себя новых адептов, раскалилась до невиданных температур. И стало до боли очевидно, что мы не верим во многие ценности, а уж в цену сказанного слова — подавно.
Уже не поступок
«Слово не воробей», «Словом можно убить, слово может спасти…» — стоит задуматься на минуту, и память предоставит вам массу пословиц и цитат, воспевающих ценность сказанного. Увы, она падает. Причин этому множество, они очевидны: ценность слова всегда подкреплена моральными устоями говорящих и внимающих, а если устои эти далеки от незыблемых, то и вся конструкция теряет устойчивость. Едва ли не точнее и емче всех высказывались о ценности слов большие их мастера. Так, Лев Толстой замечал: «Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок». Итак, слово — поступок. С этого и начнем.
— Нет ничего хуже, чем ругать время, в которое ты живешь, превращаясь в зануду, — рассуждает психолог Владимир Ковалев. — Безусловно, каждая эпоха имеет свои плюсы и минусы, к тому же, как известно, времена не выбирают… Однако право и возможность любого живущего — сделать это время лучше. Чем сетовать на никчемность момента, лучше обратиться к действиям. Вот представьте, что каждый человек из одного многоквартирного дома вый дет и посадит во дворе розу. Будет тысяча роз. Ну а если каждый выбросит там по пустой банке изпод пива — возникнет помойка. Вопрос соотнесения дела, действия и пользы имеет непосредственное отношение к словам, если мы исходим из упомянутого постулата Толстого.
Сажая розу, объясняет психолог, мы нацелены на позитивный результат. Человеку свойственно задумываться о последствиях хороших поступков. А выбрасывая банку, мы можем рассуждать так: «от одной банки ничего не будет», «так все делают, чем я хуже». Но чаще мы просто не думаем об этом. По той же причине: нам подсознательно не хочется совершать гадости, и мы, совершая их, либо находим способ оправдаться, либо предпочитаем искоренить мысли об этом. Не думаем — значит, и не было.
— Слово — ценность нашей нематериальной культуры, облака духовности, та самая незримая ткань, из которой все ткется. Нормальное, внятное объяснение сути происходящего словами «открывает глаза», создает впечатление о мире. Какое объяснение, то есть каковы слова, таков и окружающий мир, — поясняет Владимир Александрович. — Если ребенку с детства объяснять, что окружающие — гадкие или попросту не стоящие внимания создания, а все существующее создано исключительно для его потребления, он и вырастет таким. Мы все это понимаем, но совершаем ошибки, главная из которых — нежелание нести ответственность за сказанное. Мы настолько перестали относиться к словам как к ценностям, что несем любую чушь, лишь бы привлечь чье-то внимание.
Началось это, уверен Ковалев, в эпоху интернета, но «инструмент», уверяет психолог, ни в чем не виноват. Виноваты его «пользователи».
— Молоток в одних руках — полезная вещь. Гвозди забивает, на них картины вешают. В руках других — это инструмент погрома и нанесения травм. То же и тут: для одних интернет — помощник, для других — некий броневичок, с которого можно выбрасывать в массы килотонны словесного мусора, не собираясь нести за сказанное ответственность. Слово — поступок. Слово безответственное — безответственный поступок. Замечу — в отличие от знаменитого трибуна с броневичка современные «трибуны», высказываясь, зачастую не имеют даже особой цели. То есть она у них есть, конечно, но абстрактная — не серьезнее попытки обратить на себя внимание сейчас, в эту секунду, в этот самый момент. А что потом — их не волнует.
Но почему им так верят, нынешним «трибунам» и «глашатаям»?
— Ну, во-первых, верят не всем, — рассказывает психолог Ирина Бестемная, — а тем, кто по разным причинам приподнялся над общей массой. И одно дело, если что-то говорит человек малоизвестный, рядовой пользователь сети. Другое — когда слово «роняют» медийные личности. Их уровень может быть разным, и далеко не все из них безответственны, но в общем и целом, конечно, это те люди, которые ныне «хайпятся» на шумных новостях. Их заявления — производные от потребности в эпатаже. Самое печальное, конечно, когда эти слова произносит человек популярный, но при этом лишенный, мягко говоря, глубины. Из уст такого человека его аудиторией любая глупость воспринимается как некая значимость. Благодаря таким крикунам молодые люди усваивают: слова не обязательно подбирать, можно говорить что угодно, оскорблять, унижать собеседника, и все это разрешено и вписывается в рамки личной свободы от всего.
...Еще памятна недавняя история с необдуманным высказыванием Регины Тодоренко. Буквально на днях стало известно о том, что не очень корректное высказывание Ксении Собчак относительно событий в Америке заставило один известный концерн прервать с ней рекламные отношения. До этого разгорелся скандал в сети, связанный с насмешками относительно откровений о перенесенном в детстве насилии Стаса Костюшкина: он увидел издевку в комментарии той же Ксении Анатольевны, затем пользователи сети углядели подспудный смысл в высказывании на эту тему дизайнера Александра Арутюнова.
— И вспыхнул скандал, а почему? — задает риторический вопрос Ирина Бестемная. — Потому что у нас нет привычки писать или высказываться так, чтобы тебя поняли однозначно, соблюдать корректность. Мы не привыкли задумываться, как будут восприняты наши высказывания разными сторонами аудитории. Мы погрязли в эгоцентризме: «Я» — это культ: остальное побоку! Вот и искусство дискуссии и спора давно позабыто. Посмотрите, как ведут себя люди на политических и бытовых шоу на нашем телевидении! Что они позволяют говорить друг другу! А ведь это — пример для подражания. У нас молодые люди, насмотревшись на бьющихся друг с другом старых «перцев», начинают думать, что такое поведение и есть норма в среде политологов, ведь мы не устаем повторять, что со взрослых надо брать пример. Не во всем и не всегда, уверяю вас!
Нет сил стерпеть такое!
Впрочем, молодые молодым — рознь. Недавно Сеть распалилась по поводу еще одного «межличностного» скандала, героями которого стали феминистка-блогер Александра Митрошина и известный маркетолог Макс Белоусов, работавший со многими блогерами по клиентским проектам и глубоко погруженный в эту тему. Для тех, кто незнаком с Митрошиной, представим ее: «молодая, богатая и одинокая» Александра ведет свой «Инстаграм» («тут спорт, самодисциплина и борьба за права женщин»), имеет на данный момент 2,7 миллиона фолловеров, причисляет себя к феминисткам, что не раз провоцировало гневные высказывания «в массах», выступает против запрета на аборты и вообще весьма социально активна. На своей страничке она высказывается по массе актуальных тем, попутно делясь с подписчиками мыслями по поводу различных проблем, вплоть до плюсов и минусов жизни в небоскребах «Сити». Таких блогов немало, но блог Митрошиной реально популярен, это факт.
Как известно, ныне блогеры — движущая сила в популяризации различных услуг и товаров, реклама на их страничках стоит больших денег. Макса Белоусова возмутило, что на официальном Telegram-канале Митрошиной появились фото секс-игрушек.
— Я довольно давно следил за творчеством этого блогера и никаких претензий к ней в целом не имел, пока не увидел эти фотографии. Ведь аудитория-то у нее — не взрослая! Это у меня она возрастная, но я все равно ставлю ограничение 18+ на всякий случай. С Митрошиной история другая, у нее порядка 7 процентов читателей до 17 лет, а это более 210 тысяч несовершеннолетних! Ее темы — феминизм, домашнее насилие, то есть рассчитанные вроде бы на взрослых женщин, но костяк ее аудитории — те, кто лайкает посты и участвует в обсуждениях, — это именно малолетки, школьницы. Они на меня и набросились.
Белоусов не поленился и сделал скриншоты — фотографии тех пользовательниц сети, которые были готовы порвать его в клочья, заступаясь за своего «гуру» Александру.
— Реально, это дети! Школьницы, у некоторых аватарки в классе сделаны! Не подумайте, ничего личного я против Александры Митрошиной не имею абсолютно. Пусть она занимается чем хочет! Но когда она выходит «в поле», работает на массы, которых у нее больше двух миллионов, — тут дело другое. Если ты обладаешь таким колоссальным ресурсом, необходимо все же фильтровать то, что ты говоришь, пишешь или показываешь. Тем более в России даже принимали закон, который приравнивал таких блогеров к средствам массовой информации!
Человек современный и свободолюбивый, Макс Белоусов уверен: какая-то цензура в блогосфере должна быть.
— Я же не предлагаю той же Александре Митрошиной прекратить вести блог и больше никогда ничего не писать! Но поставь ты статус 18+ хотя бы! Она ведь при таком количестве подписчиков претендует на звание лидера. А если так, то где твоя ответственность за сказанное, написанное или выставленное на всеобщее обозрение? Более того, Александра ведь личность, скажем так, нестабильная, и не скрывает этого: девушка ходит к психологу, может разместить в «Инстаграме» фото в слезах. Тогда вопрос: а как может нестабильный человек нести доброе и вечное в массы?
Недавно, кстати, один из известных блогеров сделал признание на камеру — официально «покаялся» в психической нестабильности, в случающихся у него вспышках агрессии…
— Объясню, почему я так напрягся из-за увиденного в аккаунте Митрошиной, — поясняет Белоусов. — Я отлично понимаю, что дети, которые у меня родятся, будут жить не в таком мире, в котором живем мы. Я вот живу в окружении энциклопедий. Но дети вряд ли будут их изучать, они за информацией будут обращаться в интернет. И я не против того же сексуального образования, но пусть оно будет вовремя, и давать его будет не «Инстаграм» человека без специального образования. Как у родителей есть ответственность за то, что смотрят и читают их дети, так есть она и у блогеров, чьими читателями эти дети могут стать. А этот канал никак не цензурируется. Это неправильно.
Досталось от Белоусова и известному блогеру Анастасии Ивлеевой. Отпраздновав появление в своем «Инстаграме» 17-миллионного подписчика, Настя выпила шампанского и села за руль. «Ты же пьяна!» — комментировали изумленные зрители прямого эфира, на что Настя ответила — «я чуть-чуть» и «ехать недалеко».
— Это как? — негодует Белоусов. — Вспомните известную цитату: «С большой силой приходит и большая ответственность». Блогеры с большой аудиторией обладают большой силой, и пропорционально должна возрастать и их ответственность. Но у нас часто происходит нечто совершенно другое: дорвавшись до большой аудитории, эти ребята начинают делиться с ней своими больными фантазиями, проблемами, комплексами, вызывающим поведением. А это должно контролироваться!
Изучая историю успеха, Белоусов знает, что, увы, не самые умные и не самые тонкие блогеры захватывают самые массовые аудитории.
— Если бы количество подписчиков у пользователей соцсетей зависело от уровня их образования, мы жили бы иначе, — замечает Макс. — Сегодня получить огромную аудиторию помогают деньги и связи либо привлечение к себе внимания любым возможным способом. Конечно, случается, что вперед вырываются действительно талантливые люди, есть такие прецеденты, но в целом это, скорее, исключение. Да и долог этот путь. История успеха таких блогеров, как Александра Митрошина, — это история быстрого успеха, который приходит к человеку на горячих темах. Александра тоже скачет по трендам, это видно. Осмелюсь также предположить, что делает она это не в одиночку. Ну откуда, скажем, у незамужней, молодой и пока бездетной девушки такие мысли о домашнем насилии? Что она знает о нем и как может о нем рассуждать? Поэтому мне кажется, что все это — вопрос не о социальной активности, а опять-таки о деньгах… Кстати, забавно: заступницы Митрошиной писали мне невесть что, оскорбляли, и я задавал вопрос — как же так, вы же против насилия, а чем же оно отличается от того психического воздействия, которому вы меня подвергаете? Ответа не было…
Да, после обращения Макса Белоусова в Роспотребнадзор с просьбой разобраться в ситуации на него налетели тысячи оскорбленных за любимого блогера фолловерш. Но были и те, кто благодарил Белоусова за бдительность, соглашаясь — да, пошло с перебором.
— Это пропаганда невесть чего и развращение несовершеннолетних! — возмущается Белоусов. — Не могу не заметить: да, многое зависит от культурного уровня и блогера, и пользователя блога. Но при этом в США за этим следят! Там песню, содержащую нецензурную брань, запрещать не будут, но пометят специальным индексом, который предупредит родителей о том, что в ней содержится. Если же ты блогер, но не контролируешь и не фильтруешь свой контент, какая в тебе польза как в блогере?
С широко закрытыми глазами
Увы, но аудитории — паства — популярных блогеров далеки от объективности. Их кумир — ну почти непререкаемый авторитет!
— И достоин быть им, если опираться на цифры, ведь у пустышки число подписчиков не может исчисляться миллионами, — иронизирует Владимир Ковалев. — Во всяком случае, так не должно быть. Однако...
Намек ясен. Но кто они, «герои наших грез», «носители мыслей», понимаем не всегда.
...В конце марта, аккурат перед введением режима самоизоляции, вернулась из-за границы блогер Гузель Шарафутдинова. По правилам, она должна была отсидеть две недели на карантине, но делать этого красавица вроде как не планировала: не для всех закон. «Раскудахтались тут!» — ответила Гузель подписчикам, мирно призывавшим ее подчиниться правилам. Возможно, блогера и правда не поняли, но уж больно много оказалось непонятливых. А грубость Гузель была просто вопиющей.
— Да, популярного блогера ныне трудно поставить на место, если он зарывается. Ответ будет простой: у меня фолловеров — миллионы, а у вас? Увы, испытание славой выдерживают не все, искушение властью — тем более. «Мериться френдами» и «фолловерами» — смешно, но многим людям с ростом подписчиков на их посты реально начинает казаться, что на них возложена особая миссия, они ощущают себя гуру, мессиями, — говорит Ирина Бестемная.
— Свалившийся с неба успех разъедает душу даже нормальным ребятам, сообщая им особые, «царские» замашки. Они забывают, что являются в большинстве своем плодом сочетанных усилий множества человек, и настолько плотно входят в образ властителя дум, что срастаются с ним. Хотя вне виртуального пространства они часто совсем другие, — добавляет Владимир Ковалев. — Меня пугает одно: эти люди настолько завладевают умами (или отсутствием умов), что вполне могут давать такие советы, которые пустят чью-то жизнь под откос. А ответа за это не будет никакого.
Увы, поклонники знаменитых блогеров, как правило, не понимают, что в большинстве своем это проекты.
— В компании, которая занимается раскруткой блогеров YouTube, работают умнейшие люди, которые могут раскрутить талантливого самородка. Но они никогда не сделают его великим душой, если этих данных у него изначально нет.
Да, среди блогеров есть ответственные люди, но их несоизмеримо меньше, чем праздных выскочек, — уверен Владимир Ковалев. — Они понимают, что популярны, но не способны понять меру своей ответственности, ибо не думают о ней. Вспомните трагедию в семье блогера Диденко — ту, что произошла по причине использования сухого льда. Трагедия! Но если бы ее не случилось, они продолжали бы эксперименты и советовали другим провести такую вечеринку.
Но попробуй скажи об этом вслух! Любая попытка обуздать сетевое сообщество вызывает сопротивление, разговоры о введении цензуры воспринимаются как посягательство на свободы и агрессия со стороны государства.
— Для меня лучшие блогеры — ответственные люди, которые вносят свой вклад в культуру, нравственное развитие человечества, — говорит Ирина Бестемная. — Но сегодня их блоги и рядом не стоят с блогами тех, кто хайпится на жареном и собственных выкрутасах. Окунуть полуголых дамочек в ванну у Парка Горького — вот «круть» сегодня. И реклама в блоге организатора этого глупейшего мероприятия будет стоить дорого. Искусственный ажиотаж, создаваемый вокруг «дутых» имен, может когда-то кончиться драмой... Я надеюсь, мы доживем до того времени, когда слово снова станет ценностью и люди прекратят жить по принципу «кто громче крикнет, тот и царь горы». Общество не может нормально развиваться, если в нем отсутствует уважение и не соблюдаются законы межличностного общения, оно рухнет под тяжестью зла, агрессии и безответственности.
В ТЕМУ
Активность в соцсетях в период самоизоляции Сотрудники популярного сервиса дляудобной работы в нескольких соцсетях «Амплифер» исследовали, как изменилась активность пользователей соцсетей за период карантина в сравнении с сопоставимым периодом докарантинного этапа. Результаты работы прогнозируемые, но впечатляют от этого не меньше.
В номинации «Как изменилось число подключаемых страниц в соцсетях» лидирует «Инстаграм» (+46,03 процента), даи почислу опубликованных постов золото у него же (+57,34 процента).
А просмотры постов больше всего выросли в ВК (+53, 71%). Лайкать стали больше на «Фейсбуке» (+19,51%), меньше — в «Одноклассниках». Комментариев больше всего оставляли на «Фейсбуке» и «ВКонтакте» (+34,98 и 18,96% соответственно). Зато в «ВК» и на «Одноклассниках» стали больше смотреть видео.Общий прирост видеоконтента по различным сетям составляет +148,71%!