В понедельник, 18 октября, в нашей стране выявили максимальное суточное количество новых случаев COVID-19 за все время эпидемии. Коронавирусом, по официальным данным, заразились 34 325 человек. Это уже катастрофа или будет хуже? Что происходит с организмом переболевших, какие проблемы чаще всего мучают людей после выписки? Об этом рассказал на своей странице в соцсетях опытный врач, который встал в ряды борцов с коронавирусом с первых дней прихода новой инфекции. Сегодня Василий Купрейчик работает в знаменитой больнице в Коммунарке. Вместе с коллегами он организовал «Штаб АиР» (анестезиологии и реанимации), где занимается разбором сложных случаев и консультированием врачей со всей страны.
- В моем личном представлении катастрофа - это полный паралич системы здравоохранения, тела на улице, забитые крематории и кладбища. У меня нет впечатления, что мы где-то на этом уровне проблемы, - считает врач. Так что катастрофической назвать ситуацию нельзя. Хотя рост тяжелых случаев, требующих госпитализации пациентов, в том числе в реанимацию, налицо. И этот рост серьезный. Кто сейчас чаще попадает на больничную койку? Купрейчик описывает портрет типичного пациента ковидного госпиталя так: человек старше 50 лет, непривитый и не болевший ранее, имеет минимум одну хроническую болезнь - в большинстве случаев это ожирение, диабет и (или) гипертония. Молодых пациентов стало больше, чем при уханьском штамме, но летальные исходы для них все еще редкость, отмечает медик. Молодой организм крепче, а потому лучше справляется с любыми болезнями. Во-вторых, у молодежи меньше тяжелых хронических болезней. А третий плюс дает мода на ЗОЖ: молодые сегодня лучше занимаются своим здоровьем, чем 50 - 60-летние, констатирует Купрейчик.
«АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ» ПАНДЕМИИ
Многие недоумевают: почему уже после прихода агрессивного дельта-штамма в нашей стране все-таки был спад заболеваемости к концу лета, а потом опять начался всплеск? И как долго еще будут продолжаться такие «американские горки»? «Так текут пандемии. Волнами. То вверх, то вниз», - поясняет эксперт. И перечисляет основные причины.
Недостаточное количество людей получили иммунитет после перенесенной болезни или вакцинации. Это позволяет возбудителю инфекции «перепрыгивать» с одного человека на другого, попутно мутируя.
Социальная сущность человека. Дело не только в усталости от требования постоянно носить маски. Дело в том, что наше лицо, мимика - маркеры настроения, напоминает Василий Купрейчик. Жить с маской, работать с маской психологически очень тяжело. Поэтому люди дают себе послабление. «Тут послабление. Там послабление. И начинается новая волна. За ней еще. И так, пока достаточное количество популяции не получит свой иммунитет от болезни. Вопрос лишь в цене, которую придется за этот иммунитет заплатить», - подчеркивает врач. Сейчас счет идет уже на тысячу жизней каждые сутки.
СТРАННОСТИ ПОСТКОВИДА
Прошлым летом во врачебном сообществе впервые стали обсуждать странности состояния выздоровевших людей, рассказывает доктор Купрейчик. У пациента отрицательный ПЦР, на КТ картина нормальная, выросли антитела G, которые сигналят о приобретенном иммунитете к коронавирусу. А человек жалуется, что не может вернуться к прежнему уровню жизни. «Дайте организму время, пейте витамины», - вспоминает врач типичные рекомендации своих коллег. А потом стали появляться результаты научных исследований. Авторы одного из них, итальянские медики, взялись наблюдать за состоянием 143 человек, перенесших ковид в период с 21 апреля по 29 мая 2020 года. Срок наблюдений составил 60 дней после появления первого симптома болезни. - Люди там были разные, в том числе те, кто выжил после тяжелой респираторной поддержки (ИВЛ). Вывод такой: спустя 60 дней после первых симптомов или 36 дней после выписки 87,4% людей испытывали хотя бы один симптом болезни, обычно слабость или одышку, - сообщает Купрейчик. То есть, несмотря на формальное выздоровление, продолжали страдать практически 9 человек из 10. С тех пор накапливаются все новые данные, и сегодня мы четко видим, что после перенесенной болезни может сохраняться снижение уровня качества жизни за счет тех или иных симптомов. Для тех, кто прошел через реанимацию, ИВЛ, это объяснимо. У этих пациентов развивается так называемая постреанимационная болезнь, поясняет доктор Купрейчик. Но вот как объяснить долгосрочные проблемы со здоровьем у тех, кто болел легко, остается загадкой, признает врач.
Основные гипотезы сегодня такие
Фактически постковид - это посттравматическое расстройство, следствие тревоги, депрессии, астении. Инфекция переходит в скрытую стадию. «Вроде бы и не убивает, но и жить нормально не дает», - описывает Купрейчик.
Причина постковида - микротромбозы, микровоспаления в кровеносных сосудах, которые пронизывают наши органы.
Вирус повреждает мозг, и после болезни этот орган «никак не придет в себя». Однако по большому счету это все лишь фантазии, подчеркивает врач. «Все данные, что я читал, не позволяют найти однозначный ответ... Думаю, четкий ответ мы узнаем позже», - заключает доктор Купрейчик.