Совет директоров Банка России на заседании 15 сентября принял решение повысить ключевую ставку с 12 до 13% годовых, говорится в сообщении регулятора.
«Инфляционное давление в российской экономике остается высоким. Реализовались существенные проинфляционные риски: рост внутреннего спроса, опережающий возможности расширения выпуска, и ослабление рубля в летние месяцы. В этих условиях требуется обеспечить дополнительное ужесточение денежно-кредитных условий для ограничения масштаба отклонения инфляции вверх от цели и ее возвращения к 4% в 2024 году», — написал ЦБ. Он также ухудшил прогноз по инфляции на этот год: ранее регулятор ожидал, что она составит 5–6,5%, а теперь предсказывает рост цен на 6–7%. Это меньше, чем новый прогноз Минэкономразвития, которое ждет инфляцию по итогам года на уровне 7,5%.
«Предпринятые с июля шаги по повышению ключевой ставки — это ответ на реализацию инфляционных рисков, в том числе из-за влияния валютного курса», — объяснила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Она также подчеркнула, что для возвращения к цели по инфляции в 4% в 2024 году «потребуется продолжительный период жесткой денежно-кредитной политики».
Это третье подряд повышение ключевой ставки: в июле ЦБ увеличил ее с 7,5 до 8,5% годовых, а в августе, после того как рубль преодолел отметку 100 к доллару, регулятор инициировал внеплановое заседание, на котором повысил ставку сразу на 350 б.п. — до 12%. Кроме повышения ставки до 13% совет директоров регулятора также рассматривал вариант сохранения ставки в 12% и ее повышение более чем на 100 б.п., рассказала Набиуллина.
Дальнейшее ужесточение политики предсказывали 20 из 30 экспертов, которых опрашивал РБК, но они давали разные прогнозы по возможному шагу регулятора. Большинство (16 участников опроса) считали, что ЦБ выберет шаг в 100 б.п. и повысит ставку как раз до 13%.
Аргументы для ужесточения
Сам ЦБ за две недели перед заседанием давал рынку достаточно жесткие сигналы. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что понижение ставки в сентябре маловероятно и регулятор «не исключает целесообразность повышения ставки». Этот же сигнал подтверждал зампред ЦБ Алексей Заботкин. «Проинфляционные риски остаются значительными, — говорил он. — Мы не исключаем возможности повышения ключевой ставки».
В пользу ужесточения говорило и ускорение инфляции: по оценке на 11 сентября, она увеличилась до 5,5% после 4,3% в июле и 5,2% в августе, пишет ЦБ. Также растут инфляционные ожидания населения: в конце августа (последний опрос «инФОМ» по заказу ЦБ) они увеличились с 11,1 до 11,5%.
Кроме того, высокий внутренний спрос «усиливает отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста», отмечает ЦБ, чьи аналитики ранее уже писали о перегреве экономики. «Высокий спрос на импорт при снизившемся экспорте — основной фактор ослабления рубля с начала 2023 года», — подчеркивает регулятор.
На решения ЦБ влияет и слабый рубль: по его оценке, усиление внешних торговых и финансовых ограничений «может дополнительно ослабить спрос на товары российского экспорта и иметь проинфляционное влияние через динамику валютного курса».
С одной стороны, на неделе перед заседанием рубль показал заметное укрепление к основным валютам. 11 сентября по завершении торгов он приблизился к отметке 98 за доллар, но утром 15 сентября стоил уже порядка 96,4 руб. С другой, рубль все равно остается на повышенных уровнях, а аналитики ухудшают прогноз по российской валюте. К удорожанию импорта ведет и усложнение логистических цепочек и расчетов в условиях санкций, напоминает ЦБ.
По оценке Набиуллиной, каждые 10% ослабления рубля дают инфляции дополнительные 0,5–0,6 процентного пункта. К самому ослаблению приводят сокращение валютной выручки, рост импорта, нежелание населения сберегать в рублях и спрос на рублевые кредиты со стороны предприятий, избегающих расходования валютной выручки, перечислила глава ЦБ.
Рост расчетов за экспорт в рублях (сейчас их доля составляет 42%) не оказывает значимого влияния на динамику курса, отметила Набиуллина. «Даже если экспорт оплачивается в рублях, это в большинстве случаев означает, что покупатель предварительно купил эти рубли, а значит, продал валюту. Исключение составляют ситуации, когда в условиях относительно невысоких ставок иностранные компании, которые оплачивают рублями поставки российских товаров, предпочитают брать рубли в кредит, а не продавать валюту», — объяснила глава ЦБ.
«Регулятор снова отметил превалирование проинфляционных рисков, которые распространяются на все более широкий круг товаров, и в качестве их купирования принял такое решение», — говорит аналитик «Цифры брокера» Даниил Болотских. По его мнению, проинфляционные риски будут сохраняться до конца года «из-за роста цен на топливо и проблем с поставками дизеля аграриям в нескольких регионах».
Обновленный макропрогноз во многом объясняет решение ЦБ, отмечает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев: он «стремится охладить бурное кредитование и снизить высокий спрос в экономике, чтобы замедлить рост потребительских цен и вернуть инфляцию к целевым 4% к концу следующего года». Кроме того, текущее решение о повышении ставки в том числе направлено на стабилизацию курса рубля, добавляет Васильев.
Как долго продлится цикл высоких ставок
Это повышение может стать не последним, следует из релиза Банка России. Он вновь дал жесткий сигнал по дальнейшим шагам, заявив, что «будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях». На брифинге Набиуллина подтвердила этот сигнал.
«Некоторые участники ожидают повторения сценариев 2014 и 2022 годов, когда мы достаточно быстро перешли к смягчению денежно-кредитной политики. Но текущий цикл отличается от предыдущих. Прошлые эпизоды значительного повышения ставки во многом связаны с рисками для финансовой стабильности. Когда эти риски уходили, мы снижали ставку. В этот раз ситуация другая — мы повысили ключевую ставку из-за реализации инфляционных рисков и будем удерживать ее на высоких уровнях достаточно продолжительное время, до тех пор, пока не убедимся в устойчивом характере замедления инфляции», — заявила она.
В своем макропрогнозе ЦБ ожидает, что в 2023 году средняя ключевая ставка составит 13–13,6% в период с 18 сентября до конца года. «Если вы посмотрите на этот прогноз, то он предполагает как сохранение ключевой ставки, так и возможность ее увеличения. Все зависит от тех данных, которые мы будем получать, и от того, как экономика, инфляционные ожидания отреагируют на наши решения», — пояснила Набиуллина.
«В 2014 и 2022 годах ЦБ резко повышал ставку, когда возникали достаточно серьезные проблемы в финансовой стабильности, и при стабилизации ситуации резко ее снижал. Сейчас мы немного в другой ситуации: ставка повышена, но не так резко, так как присутствовала другая фундаментальная картина и не было проблемы с финансовой стабильностью, когда уже потерян контроль над ситуацией», — отмечает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. С тем, что текущее повышение ставки хоть и было достаточно резким, но «укладывается в контролируемую ситуацию», согласен и аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
ЦБ, безусловно, учитывает в решениях курс рубля, продолжает Мурашов. Но влияние ставки на курс сейчас ограничено, так как на рынке нет нерезидентов, которые могли бы переходить из валютной в рублевую ликвидность при ее росте, объясняет он.
Ряд экспертов ранее прогнозировали, что осенью увеличится объем валютной выручки, поступающей на российский рынок, из-за роста цен на сырье. «Но обратное движение по курсу, которое может быть из-за увеличения объема экспортной выручки, не обещает такого же движения по инфляции. Учитывая достаточное длинные логистические цепочки сейчас и более длительные сроки доставки товаров, те же импортеры при контрактовании будут закладывать более высокий курс, который они видели на максимуме, и очень медленно двигаться вниз по мере того, как ситуация с курсом станет более устойчивой», — отмечает Сусин. Он ожидает от ЦБ повышения ключевой ставки еще на 100 б.п. до конца 2023 года, если инфляция будет у верхней границы прогноза — 6,7–7%. Но в зависимости от вводных повышение может быть и в два шага по 50 б.п., и в один шаг на 100 б.п., заключает Сусин.
На заседании в октябре ЦБ может снова повысить ставку — до 13,5%, полагает Васильев. В базовом сценарии это станет пиком ключевой ставки в текущем цикле, считает эксперт. «Возможность для снижения ключевой ставки откроется только во втором квартале 2024 года, когда начнет замедляться инфляция», — отмечает он. Обновленная траектория средней ключевой ставки на 2023 год указывает на вероятность ее повышения до 14% годовых в октябре, оценивает директор офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Евгений Кошелев. О вероятности повышения ставки как минимум до 14% говорит и старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин.
Нового повышения ключевой ставки не исключает и эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер: «У ЦБ всегда есть опция внезапных шагов, и, если понадобится, жесткий цикл вновь ускорится». Но пока кажется, что текущего ужесточения достаточно для стабилизации кредитного рынка и рубля, добавляет эксперт. Мурашов в базовом сценарии не ожидает от Банка России дальнейшего повышения ставки.
Банки пока не торопятся менять условия по депозитным и кредитным продуктам вслед за ЦБ. Из крупных игроков только Альфа-банк и «Открытие» анонсировали улучшение условий по депозитам, но никаких деталей пока не раскрыли. Представитель МКБ сообщил РБК, что банк еще оценивает ситуацию, другие крупные банки на запросы не ответили.