«У меня были все возможности, чтобы чувствовать себя счастливой: карьера на подъеме, все живы-здоровы. Но все вокруг стало как будто приглушенных тонов. И мои отношения с мужчинами развивались по одному и тому же сценарию... Я счастлива, что все это уже позади», — рассказывает Катерина Шпица.
— Все началось с того, что X-Fit предложил мне бартерное сотрудничество в рамках промокампании. Я, конечно, согласилась, потому что как раз была в поиске фитнес-клуба, где могла бы тренироваться. На встрече в Х-Fit пиар-менеджер представила мне моего персонального тренера: «Катерина, вас я могу доверить только Руслану. Он наш самый лучший специалист». Так состоялось наше знакомство.
— Знаете, я глубоко убеждена, что любовь не падает с неба авансом как дар. Она не начало пути, а итог. С первого взгляда может быть что угодно — симпатия, интерес, притяжение, влечение, влюбленность, — но не любовь. И после того, как пазл, казалось бы, сошелся, мужчину и женщину ждет долгая дорога (если это удастся им), полная открытий и духовного труда. Что касается Руслана, у меня сразу появилось ощущение, что он спокойный, надежный, всей душой любящий свое дело, увлеченный человек. Это очень располагает, вызывает уважение и интерес, что является хорошей основой для развития отношений. Мы работали вместе, узнавали друг друга и только через три месяца начали встречаться.
— Все зависит от людей. Иногда ведь и людям одной профессии трудно друг друга понять. Когда я слышу выражение «люди из разных миров», мне всегда хочется спросить: а что вы знаете про мой мир, да даже про внутренний мир ваших близких людей? Уверены, что погружены в любимых достаточно глубоко? Наши внешние миры с Русланом пересекаются, поэтому нам не сложно понять законы, по которым они живут. Руслан работает телеведущим на канале «Живи!», выступает экспертом по вопросам физической активности на каналах «Россия», ТВЦ, «Ю» и многих других. Он проводит мастер-классы со звездами, поэтому понимает тонкости шоу-бизнеса. А поскольку часто выступает на конвенциях фитнес-фестиваля MIOFF как амбассадор, обучает персонал и руководит X-Fit Столешников в должности генерального директора, то уделяет большое внимание ораторскому мастерству и психологии. К тому же Руслан здорово фотографирует, у него отменное чувство композиции. Он часто снимает и самостоятельно монтирует видеоролики для своей работы, освоил профессиональные монтажные компьютерные программы, разбирается в осветительных приборах.
Однажды мне нужно было срочно наложить английские субтитры на мой актерский шоурил (видеорезюме актера. — Прим. ред.), Руслан взял это на себя, и все было готово за считаные минуты. А когда мне надо было готовиться к пробам и «снять» английское произношение, он смонтировал для меня нарезку сцен из трех разных фильмов. Нам было о чем поговорить, пока мы знакомились друг с другом. О детстве, о жизненном пути: оба жили на Севере, оба были загружены учебой, увлекались творчеством и даже подрабатывали танцами. Мы нашли много совпадений и занятных фактов в наших биографиях. Я актрисой стать не стремилась, а Руслан поступал в Щепкинское училище, когда ему едва исполнилось шестнадцать, но по неприятному стечению обстоятельств выбыл из конкурса на последнем, третьем туре. Я по неусидчивости забросила фортепиано, а Руслан окончил по классу фортепиано музыкальную школу.
Даже то, что с Сергеем Алдониным (режиссер спектакля «Ромео и Джульетта», где Катерина играет главную роль. — Прим. ред.) я повстречалась благодаря Руслану, — знаково. Они близко дружат уже много лет и как-то раз пришли вместе ко мне на «Калигулу». Сразу после спектакля мы увиделись, познакомились, Сережа внимательно-внимательно на меня посмотрел, задумался ненадолго и тут же предложил мне ввестись на роль Джульетты... Ну и страсть к психологии нас с Русланом тоже роднит. Я ею заболела, когда училась на юрфаке, Руслану она была необходима, потому что по одному из образований он педагог начальных классов. Я быстро поняла, что Руслан тонко чувствует людей и пристально вглядывается в суть каждого человека, с которым доводится общаться. Внешне картинка может быть одна, а копни поглубже... Ну вот можно ли, например, при поверхностном взгляде подумать обо мне, что я обожаю физику? Или — что я фанат всякой строительной техники и много чего могу делать собственными руками?
— А вы разбираетесь в строительной технике?
— Да! Ну не в крупной строительной технике, конечно, а в бытовой. Я умею пользоваться самыми разными инструментами. Например, могу от и до сама собрать большой стеллаж из известного шведского магазина. Кстати, когда Руслан захотел сделать мне подарок и спросил: «Чем я могу тебя порадовать?» — я ответила: «Слушай, умираю, как хочу лазерный уровень». Это устройство для точного определения вертикали, горизонтали, и в нем еще есть лазерная линейка.
— Действительно, довольно необычное желание для женщины, да еще и актрисы…
— У меня в характере много черт, которые считаются мужскими. Хотя на людей, которые меня еще не знают, я произвожу впечатление такой милой девочки. Но я более рациональна и принципиальна, чем это обычно ожидают от женщины. Сначала логика, анализ, и только потом — эмоции. Мне важно держать под контролем то, за что я ответственна. Как в том, что касается меня лично, так и в том, что важно для зависящих в чем-то от меня людей. И большая редкость, когда два лидера, коими мы оба с Русланом являемся, так гармоничны в паре. Он уважает и с восторгом принимает мою сильную, «мужскую» сторону. Не подавляя ни словом, ни делом и помогая при этом расцветать моей женственности.
— У вас ведь есть сын Герман. Как у них с Русланом складываются отношения?
— Они прекрасно ладят! Мне очень нравится, как они общаются. Мне всегда казалось, что теплый душевный контакт мужчины с ребенком любимой женщины — не какая-то неконтролируемая «химия». И теперь я убедилась на собственном опыте, что всё в руках мужчины. Равно как и женщины, которая должна быть мудрым посредником между своим возлюбленным и ребенком. Но в нашем случае Руслан и Герман и без меня прекрасно справляются. Во многом Руслану помогает, наверно, его педагогическое образование. Но я чувствую, что он так легко и мудро общается с моим сыном еще и потому, что Руслан сам по себе добрый, уравновешенный человек с хорошим чувством юмора. Я, конечно, не знаю, как он ведет себя на работе, когда руководит своими подчиненными, но полагаю, что так же, со скидкой на возраст. Со взрослыми тяжелее, у нас ведь у каждого свои амбиции и страхи, которых у детей куда меньше.
— Как у многих бизнесменов есть страх, что их любят за деньги, так и у людей публичных бывают опасения, что их любят за популярность, за славу, что они всего лишь ступенька на лестнице, ведущей вверх… У вас не бывает таких мыслей?
— У меня всегда хватало чутья понять, чем я привлекла того или иного человека. Я продолжаю быть рядом ровно до той поры, пока чувствую себя в отношениях хорошо. Пока не имею претензий к поступкам и поведению. И если неприятных фактов нет, какой смысл бояться? Конечно, я даю себе вдоволь времени, чтобы разобраться в человеке, которому я доверяюсь и доверяю. Мы с Русланом оба состоявшиеся в своих сферах профессионалы и независимые, самодостаточные люди. Нам с ним хорошо, тепло, уютно, комфортно, мы заботимся друг о друге и продолжаем друг друга узнавать. Мы ведь по большому счету совсем недавно вместе…
— Но при этом вы уже невеста.
— Да, Руслан сделал мне предложение. После спектакля «Ромео и Джульетта» в Театре имени Михаила Булгакова в присутствии зрителей и труппы театра он преподнес мне прекрасное кольцо.
— Идеальное предложение, как в голливудских фильмах?
— Это правда было очень романтично. Но не идеально, не выверенно, с «холодным носом», что для меня очень ценно. Когда я потом просматривала видео, увидела, как мы оба волновались. От волнения даже руки не догадались освободить. Я держала цветы, которые мне подарили зрители, а в руках у Руслана был букет, который он принес для меня, и коробочка с кольцом. Руслан встал на колено, только когда ему об этом напомнил мой партнер Филипп Бледный... И кольцо пришлось надевать левой рукой. А я от неожиданности ничего не соображала. (Смеется.)
— Дата свадьбы уже назначена?
— Нет. Предложение с открытой датой.
— Может быть, и хорошо, что вы не торопитесь. Все-таки еще и года не прошло с момента вашего знакомства.
— Мои родители познакомились 1 сентября на пляже в Сочи, в мае расписались и вот уже 33 года вместе. Но у каждого свой путь. Время покажет, каков он у нас с Русланом.
— Когда у вас стали проявляться актерские способности?
— Мама рассказывала, как однажды поставила меня, трехлетнюю, на сцену, чтобы я спела частушки, и мне понравилось. Но я сама этого не помню. Зато помню другое свое выступление — я тогда ходила в последнюю группу детсада. В нашем маленьком городке Инта, в Доме культуры шахтера проводили конкурс красоты «Золушка-92». И я его выиграла! Мама постаралась — у меня было самое красивое платье, и еще мы поразили жюри великолепным тортом с лебедями из заварного теста, который испекла мама. А танец мне помогала репетировать моя старшая сестра. Еще мама придумала и поставила с моими игрушками сказку по мотивам «Красавицы и чудовища». В общем, я действительно лучше всех подготовилась! Говорят, события, произошедшие до семилетнего возраста и связанные с увлечениями ребенка, влияют на всю его жизнь. Думаю, та победа на конкурсе «Золушка-92» перед большим количеством людей стала для меня очень важным поворотным моментом. Я почувствовала свои силы.
Потом я училась в экспериментальной французской школе, там мы ставили спектакли, и мне всегда доставались главные роли. А когда переехали в Пермь, я за компанию с одним одноклассником поступила в театр-студию «Код», откуда очень быстро перешла в основной состав театра «Новая драма». Очередным судьбоносным событием снова стал конкурс красоты. Это был 15-минутный незатейливый танцевальный конкурс, приуроченный к концерту группы Scorpions, и я его тоже выиграла. И должна была ехать на финал турне группы в Екатеринбург и там побороться за роль в клипе с победительницами конкурсов из других городов. Но мне еще не исполнилось 18 лет, и из-за возраста меня не взяли. Зато благодаря этому конкурсу я познакомилась с огромным количеством людей, в том числе с Лешей Васильевым — великолепным фотографом-скаутом, который нашел Наталью Водянову, Ольгу Куриленко, Евгению Володину. Я тоже его находка.
Благодаря Алексею я получила работу в Москве в качестве танцовщицы и попала в продюсерскую фирму, где познакомилась с Георгием Эмильевичем Юнгвальд-Хилькевичем. Мы с ним сразу подружились. Это чудо, что не было никакого статусного расстояния между нами. Он снял меня в своем фильме «Адам и превращения Евы» и стал моим учителем, вдохновителем. Я наслышана о том, что Георгий Эмильевич к кому-то бывал несправедлив. Чужое мнение я фиксирую, однако доверяю только собственным ощущениям. Как человек, который не раз сам бывал объектом слухов и домыслов, я очень боюсь оказаться несправедливой. Поэтому сама никогда не стану основывать свое мнение о человеке на чужих свидетельствах. Зачастую они имеют в корне искривленные проекции, комплексы, эмоциональные травмы, да и элементарную субъективную личную неприязнь. Поэтому основа моей дружбы, сотрудничества и любви — факты, только факты личного общения... Кому-то мы с Георгием Эмильевичем, может, не нравились, но абсолютно точно нравились друг другу. И он сказал мне очень важную вещь, которая определила всю мою дальнейшую судьбу...
— И что же это были за слова?
— Я размышляла, поступать ли мне в московский вуз. Поговорила с Георгием Эмильевичем, и он тогда сказал очень важную вещь: «Ты от природы очень честная, яркая, сильная, — сказал он. — У тебя замечательная актерская органика. Поэтому, если кто-то тебе будет говорить — обязательно учись здесь, иначе у тебя в Москве ничего не получится, — не слушай. У тебя есть все, что нужно для этой профессии. Тебе достаточно того, что дал тебе твой пермский мастер Марина Оленева, потому что ты очень наблюдательная и схватываешь все на лету. Съемочная площадка тебя научит.
Как актриса ты уже воспитана в определенной системе, новый мастер с другим подходом к профессии тебя может невольно сломать». И я приняла одно из самых важных решений в моей жизни, прислушавшись к тому, что сказал очень любимый и уважаемый мной человек. Да, возможно, на актерском факультете меня бы никто не испортил, и, скорее всего, отучившись в театральном вузе, я сразу попала бы в серьезный театр, например в МХТ. И сейчас мне не пришлось бы тратить столько усилий, чтобы бороться со сложившимся у меня амплуа актрисы коммерческого кино, которую крупные режиссеры, снимающие фестивальные ленты, просто обходят вниманием. Но это мой жизненный путь. Наверное, я могла бы сняться у Звягинцева, если бы он всерьез на меня посмотрел. И точно знаю, что я бы не подвела...
Я очень хочу когда-нибудь поработать с Юрием Быковым, и с Кириллом Плетневым, и с Михаилом Сегалом. Мне очень понравилась его картина «Слоны могут играть в футбол», которая сейчас идет в прокате. Здорово было бы поработать с Александром Горчилиным, который снял «Кислоту». И еще с выпускником Сокурова Владимиром Битоковым, который снял «Глубокие реки»... Если говорить об актерских мечтах, мне бы очень хотелось поработать с женщинами-режиссерами. Я радуюсь тому, как они набирают мощь в киноиндустрии в последние годы. И то, что делают Авдотья Смирнова, Оксана Карас, Анна Меликян, мне очень нравится. Возвращаясь к теме коммерческого кино, хочу сказать, что я очень дорожу теми фильмами, в которых мне посчастливилось принимать участие, и своим зрителем. А зрительское кино (хоть меня и подбешивает порой этот термин) дает широкую узнаваемость и вместе с ней возможность влиять на большое количество людей. Каждым своим шагом, каждым словом и поступком, о которых становится известно, я несу в мир свои ценности, которые, я смею полагать, неплохи. И я надеюсь, что смогу быть не только актрисой, на фильм которой с удовольствием пойдет зритель, но еще и личностью, влияющей на вкусы, на философию жизни. Это большая ответственность, но она мне по душе и по силам. У меня еще многое впереди.
— В общем, вы амбициозны.
— Очень. Ну не затем же я занимаюсь искусством, чтобы ходить по красным дорожкам и собирать отзывы о своих платьях в социальной сети! Нет, это приятно, конечно, но это далеко не главное. Недавно мне исполнилось 33 года, я ждала этого как чуда. Интуитивно ощущаю — это важный рубеж в моей жизни. Меня завораживает нумерология, три и три — это две незавершенные восьмерки, а если троечки повернуть друг к другу, получится знак бесконечности. Я жду чуда нового рывка с трепетом. Хотя уже несколько лет у меня вообще нет бурных эмоций, я стала довольно спокойным человеком. Баланс и гармония — это то, к чему я стремлюсь. Стараюсь не горевать об упущенных возможностях.
— А что вы считаете упущенными возможностями? То, что у вас не получилось первой семьи?
— Конечно, разрушение семьи было для меня испытанием. Мне было тяжело. Это был урок, который дорого обошелся и мне, и Константину, и нашему сыну, и моим родителям. Расставить все на свои места и успокоиться мне помог психолог, к которому я в какой-то момент не просто побежала, а понеслась сломя голову. Самым тревожным знаком стало для меня то, что я очень часто раздражалась в общении с сыном. У меня было мощное чувство вины оттого, что у нас не сложилась традиционная семья. И личная жизнь после расставания не складывалась. После того как мы с Костей разошлись, все вокруг стало как будто приглушенных тонов. И мои отношения с мужчинами развивались по одному и тому же сценарию.
— И что это за сценарий?
— Я совершала одну и ту же ошибку: искала только легкомысленную связь там, где можно было обрести любовь, и любовь — там, где не могло быть ничего, кроме легкомысленной связи. В юности казалось, что любые отношения с мужчиной должны быть серьезными. Я как будто заставляла себя хотеть этих серьезных отношений, не допуская даже мысли, что я могу позволить себе и что-то другое. Сейчас я удивляюсь: зачем мне это было нужно? Мы с психологом прошли долгий путь и сделали открытие: при таком, казалось бы, суперсерьезном отношении к любви у меня был глубинный страх духовной близости.
— А сейчас, когда у вас на пальце помолвочное кольцо, вам уже не страшно?
— Сейчас нет. Думаю я хорошо продвинулась в работе над собой...
— Получается, у вас сейчас прекрасное время. И в личной жизни все наладилось, и один за другим выходят ваши фильмы. Только что в прокате появился «Крымский мост. Сделано с любовью!», ближе к Новому году зрители увидят вас в «Ёлках Последних», позже — в сериале «Желтый глаз тигра» на Первом канале. Чего еще нам ждать?
— Сейчас в Крыму идут съемки «Казановы» — сериала кинокомпании «Амедиа» тоже для Первого канала. Очень интересный проект, и роль необычная. Я играю подельницу мошенника по кличке Казанова. Не роль, а мечта! Яркая, неоднозначная. Моя героиня-преступница помогает своему любимому мужчине, при этом страдает от присутствия в его жизни других женщин и панически боится его потерять. У меня прекрасные партнеры — Антон Хабаров и Светлана Ходченкова. И режиссер замечательный — Кирилл Белевич. Еще, я надеюсь, Андрей Соколов скоро начнет снимать фильм «Выжившая». И вот-вот будет готова фантастическая картина «Проект «Gemini». Еще заканчивается работа над полнометражным дебютом Петра Олевского «Молодое вино». Впереди гастроли МГТ в Витебске и большой концерт ко дню рождения «БеспринцЫпных чтений». Что еще? Пою с группой Василия Зоркого. Принимаю участие в поэтических «Уроках литературы» Феликса Михайлова. В тандеме с моим психоаналитиком пишу книгу по детской психологии. Готовлюсь в качестве ведущей к ретроспективе международного фестиваля социально ориентированного кино «Лампа», которая пройдет в женевском отделении ООН в декабре. Событие мирового уровня. Очень ответственное. Жизнь бьет ключом! (Улыбается.)
— Не будет Руслан ревновать к вашей экранной любви и такой широкой деятельности, отнимающей очень много времени в ущерб личной жизни?
— Если бы Руслан был ревнивым, мы никогда бы не начали даже встречаться. Мужчины должны понимать: ревнивцу строить отношения с актрисой противопоказано. Да и вообще, ревность не имеет никакого отношения к зрелому, осмысленному и глубокому чувству любви, в основе которого доверие и неподдельная радость за достижения любимого человека.