Бухта. Нулевой километр, старт
В 9.00 за волнорезом одной из бухт Севастополя встали четыре фонтана воды от взрывов – штатные противодиверсионные мероприятия, горожане на них уже не обращают внимания. Через минуту я стартовал в сторону Донецка. Впереди были 650 километров пути, из них 377 - по освобожденным территориям, по так называемому «Приазовскому коридору», новой транспортной артерии России.
Азовское море стало внутренним морем нашей страны. По планам, в ближайшие 5 лет, вокруг него должно замкнуться «Азовское кольцо», равное по протяженности расстоянию от Москвы до Краснодара – 1400 километров современной автострады. Восточная часть кольца, в Краснодарском крае, закончена на 99% - я приехал по ней в Крым. Осталось проверить состояние северной и западной части. За «крымский отрезок» кольца я не волновался, а зря.
9:00 - 11:40 Севастополь-Джанкой
Трасса «Таврида», органично вписавшаяся в глобальный проект «кольца», никаких нареканий не вызывала. Современная четырехполосная автострада. На трассе есть камеры, иногда они работают в режиме, вызывающем удивление – например, ограничение скорости 50-40 км/час перед Бахчисараем. Зато штрафы приходят быстро, выяснил за две недели работы в Крыму.
Благодать шуршала под колесами до Симферополя и чуть дальше, около ста километров. Внезапно, асфальт стал коричневым, а потом превратился в мозаику из заплат. Этот отрезок строили еще при Брежневе и ремонтировали, похоже, при Украине. В процессе «ремонта» с каждой стороны дороги украли по 20-30 сантиметров асфальта и двухполосная трасса превратилась в полутораполосную. С грузовиками разъезжался с трудом, обгоны были практически невозможны из-за плотного потока. Иногда встречались ямы, в них можно было оставить ступичный подшипник или шаровую опору.
Над головами, в сторону Херсонщины, прошли очень низко четыре армейских вертолета. Снизил скорость до 50-60 км/час и тихо «тошнил» до Джанкоя в общем потоке. Трасса, конечно, заново ремонтируется – видно по заплатам, но это полумеры. Я видел, как приводили в порядок отрезки «брежневки» под Мелитополем – дорожную подушку снимали на глубину 2-3 метра! Здесь - просто не успели.
Заметил, что в общем потоке доминировали грузовики, их сейчас пускают в обход Крымского моста по суше. Дальнобои не против – логистическое плечо выходит даже короче на 250 км, чем через Краснодарский край, но, на пути два погранперехода на административных границах. В Джанкое и в Новоазовске, на границе с Ростовской областью. Именно за переход в Джанкое я переживал, предвкушая стояние в очереди.
11:50 - 12:40 Джанкой-граница Запорожья
По этой трассе впервые я ездил в октябре 2022 года, в утро после подрыва Крымского моста и много раз гонял летом 2023-го, но не дальше Мелитополя. Я знал, что заправок на ней не много, а те, что есть, внушают подозрения – какие-то старые украинские бренды, чеки тогда не давали, карты не принимали, навигатор и связь не работали.
Поэтому, на всякий случай, заправляюсь в Джанкое, на последней заправке известного крымского бренда «Слон». И все, кто едут со мной в потоке, делают то же самое. Впрочем, очередь небольшая, но летом тут может быть горячо.
В этой части Северо-Крымского канала стоит вода, а над ней сидят рыбаки с удочками. Спускаюсь с холма к погранпереходу, перебираю воспоминания. Вот там казаки рыли окопы в 2014-м, во время «Крымской весны». А вот здесь я стоял в 2019-м, рассматривал «украинский берег» и думал, что если пройду еще пару километров вперед, «Державная варта» (государственная стража по-укр.), установив мою личность, сразу заломит мне руки, поскольку я в розыске СБУ. И этот розыск прилежно продлевают каждые 5 лет.
Но, теперь оба берега наши.
А асфальт … опять становится идеальным до неприличия.
На терминале очереди нет, пограничники вглядываются в машины, иногда показывают табличку: «Предъявите паспорта в развернутом виде». Предъявляю и еду дальше, но сразу же останавливаюсь у разбитой заправки известного американского нефтяного бренда. В обратную сторону, в Крым, стоит километровая очередь из грузовиков-дальнобоев. Это для безопасности - большие фуры тут досматривают.
Следующая остановка – рыбный придорожный рынок в Новоалексеевке, чай-кофе и пирожки. Рыбные рынки будут по трассе, но этот самый крупный. Продавщица рассказывает, что летом здесь было настоящее столпотворение из курортников, работали круглые сутки, разбирали все, вплоть до вяленой плотвы.
12:50 – 14:30 Граница Херсонщины – Мелитополь
Первые сюрпризы: на трассе теперь работает связь! Работает навигатор – стрелка двигается по карте и никаких «потеряна связь со спутниками». Но, интернета нет, соцсети не загружаются.
Дорога идеальная и навевает скуку - ни проблем, ни приключений. Населенных пунктов мало, вокруг поля и кажется, что ты едешь где-то в глубинке Ростовской области. Трасса двухполосная, но ее постепенно начали освещать – пока локально, на пешеходных переходах. Пошли первые блокпосты, поэтому весь комплект документов у меня лежит наготове. Немолодой боец Росгвардии заглядывает в машину:
- Я вам просто счастливого пути хотел пожелать!
От души желаю ему достоять смену без проишествий. В следующий раз на блоке меня остановят только за Мелитополем. И боец, согласно инструкции, будет внимательно вглядываться в лица моих пассажиров – не подадут ли они какой-то знак о проблемах.
Здесь уже вновь начинают появляться заправки крымского бренда – «со слоном», придорожные рынки и автосервисы. Встречаю пару шиномонтажных мастерских в таком модном современном дизайне, но они пока не открылись, ждут начала курортного сезона. Бизнес заходит на новую трассу.
Заранее напрягаюсь перед Мелитополем. Город с трудом проходим для транзитного транспорта, особенно всегда вымораживал блокпост на выезде в сторону Мариуполя, там можно было простоять и десять, и двадцать минут. И тут сюрприз! Огромные плакаты со стрелками: «Ростов. М14. Объезд Мелитополя».
Значит, объездную дорогу закончили и запустили!
14:30 - 16:10 Мелитополь-Мангуш-Мариуполь
От Мелитополя на трассе появляются заправки и прочая придорожная инфраструктура. Больше всего их на окраине Приморска – целый комплекс самостройных павильонов. Там есть все – от шиномонтажа, до автозапчастей и СТО. Цены в столовой «Вдали от жен» совершенно негуманные – солянка 250 рублей. По воскресному времени все харчевни набиты солдатами и офицерами, наслаждающимися изысками придорожной кухни, после фронтовых пайков. До фронта здесь относительно недалеко – 100-120-150 километров. Но, заехать вам туда не дадут – свернете в ту сторону и первый же блокпост остановит, завернув обратно, на правильную дорогу.
Следующий заправочный комплекс, целый куст АЗС в Мангуше. Хотя, отрезок Джанкой-Новоазовск спокойно проходится на одном баке.
16:10 - 17:10 Мариуполь-Донецк
В Никольском оставляю Мариуполь справа. Объездной трассы у города пока нет, но везде есть таблички «Ростов». Дальнобои тоже хороший ориентир. От Мариуполя до Новоазовска, последний отрезок шикарной дороги – чуть больше 40 километров. Будьте готовы, что на переходе административной границы будет тщательный досмотр, возможно, придется показывать содержимое сумок и багажника.
Шикарную четырех-полосную трассу Мариуполь-Донецк законсервировали прямо с 2014 года военные действия, машин на ней было мало и она сохранилась. Можно полюбоваться линией обороны, которую строили украинские войска, но сражаться на ней не стали, отошли в город, чтобы прикрыться мирными жителями.
Единственная примечательная точка на этом отрезке – поселок Бугас, прославившийся своими легендарными греческими чебуреками. Чебуречную давно уже восстановили, качество осталось прежним, судя по стайке машин у павильона, былая популярность вернулась.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
На этом отрезке «Азовского кольца» в глаза бросается нищее наследство типичной украинской придорожной инфраструктуры. Ее, практически нет. А то, что имеется – самодельные шалманы из 90-х годов.
Но, согласно плану, трассу эту будут расширять. Из 1400 километров «кольца», 800 будут в четыре полосы. Инфраструктуру обещают строить современную, как на М-11 (а это уровень главной магистрали страны Москва-Санкт-Петербург), появятся и кемпинг-парки и съезды к морю в районе курортных городков и пляжей.
Все будет, в этом нет сомнений. Главное сделано – идеальная дорога без ям и ухабов, а остальное приложится.
ПРО СТАНКАНЧИК КОФЕ И МОСТ
Вы спрашиваете про стаканчик кофе, который я купил на выезде из Крыма, забыл на крыше машины и он упал мне на лобовое стекло только под Мариуполем? Это местная байка, шутка. Но она очень близка к реальности, иначе бы не появилась. Магистраль - первоклассная.
А еще эта сухопутная трасса в Крым самим своим существованием обессмысливает любые удары Украины и НАТО по Крымскому мосту. Потому что мост теперь — не единственный логистический путь между полуостровом и материковой Россией.
И до конца 2024 года по северному берегу Азовского моря обещают построить еще железную дорогу.