Лишь недавно 65-летняя актриса призналась, как последствия «выстрела в затылок» (так она сама называет обширное кровоизлияние в мозг, случившееся у нее в 2001 году) навсегда изменили ее жизнь и закрыли большинство голливудских дверей. «Долгое время я притворялась, что у меня все отлично. Да, мне нужно спать не меньше 8 часов в день, чтобы лекарства для мозговой деятельности действовали. Да, я — инвалид. И меня не рвутся брать на работу. И это то, с чем я живу последние 22 года. Только теперь я больше не хочу ничего скрывать».
Стоун говорит, что достигла такого этапа, когда ей достаточно того, что у нее есть. Достаточно самой себя, своих сыновей (она их держит вне публичного поля), дружбы с верными друзьями, поклонников, тех, что остались. А также живописи, которой она увлекалась еще в детстве, но потом надолго бросила. Сейчас актриса проводит все свободное время в своей домашней мастерской, в прошлом году состоялась выставка ее полотен, которые, стоит отметить, хвалят художественные критики. И Шэрон уверена, что занятия живописью помогли ей перестать прятаться и скрывать свои проблемы. «Я рано стала взрослой. Привыкла с детства думать, что заботиться о других — мое главное предназначение. И должно было пройти много времени, чтобы я поняла — у меня есть своя собственная жизнь и я не обязана постоянно беспокоиться о ком-то. Это нормально — позволять заботиться о себе. Потому что я — инвалид. И я горжусь собой и своими достижениями — тем, что выжила и помогала выживать другим людям. Но больше не хочу и не должна за все отвечать. И поэтому я остановилась. Больше не встаю по утрам для того, чтобы для кого-то что-то сделать. И я это заслужила».
Этого не было в сценарии
Ей ничего не доставалось легко. А успехи часто оборачивались непредсказуемыми (и далеко не самыми благоприятными для репутации) последствиями. Достаточно одного лишь примера. Ее имя до сих пор ассоциируется с единственной сценой из фильма «Основной инстинкт», где 33-летняя Шэрон играет писательницу-убийцу, монстра. И сцена эта эротическая. Длится она всего несколько минут, но последствия — на всю оставшуюся жизнь и карьеру. Режиссер знаменитого триллера Пол Верховен много лет подряд повторял, как он ненавидит Шэрон. Потому что она всех уверяла, что именно Пол заставил ее снять трусики и что этой сцены даже не было в сценарии. А режиссер настаивал на обратном — мол, именно актриса уговорила его на пикантный эпизод.
С поворотным в карьере Стоун фильмом связан и еще один скандал. Сценарист «Основного инстинкта» Джо Эстерхаз в своих мемуарах рассказывал о Шэрон истории одну страшнее другой. Например, как она разрушила семью его лучшего друга — продюсера Билла Макдональда, с которым познакомилась на съемках фильма «Щепка». Билл недавно женился и был, по мнению сценариста, чертовски счастлив. Пока на него не положила глаз «эта ведьма» Стоун. В результате Билл едва не сошел с ума, разрываясь между молодой женой и любовницей. Впрочем, по уверению самой «жертвы», Стоун не подпускала его к себе до тех пор, пока он не признался во всем жене. Но изюминка этой истории заключается в другом. Дело в том, что уход лучшего друга из семьи дал возможность самому Джо жениться на его бывшей супруге, в которую он давно был влюблен. Человек, столь усердно поливающий грязью Шэрон, обрел счастье — в отличие от нее. Шэрон не сумела удержать Билла Макдональда и в очередной раз осталась одна.
Характерно, что партнер Шэрон по «Основному инстинкту» Майкл Дуглас никогда не подтверждал и не опровергал ничью версию знаменитой сцены, равно как и скандал, связанный с ее «непристойным» поведением в отношении чужого мужа. Он отлично знал, что Шэрон умеет быть неприступной и никому не удастся сделать из нее женщину легкого поведения. Майкл и Шэрон сохранили дружбу на долгие годы, несмотря на то что она тогда получила всего полмиллиона долларов, а Дуглас — целых четырнадцать.
Хорошенькая девушка в вагоне поезда
Все это происходило в начале 90-х — ключевое время для Стоун. Она долго шла к успеху, слишком долго, чтобы позволить себе чрезмерные сантименты. Она была уверена, что заслужила гораздо больше, чем получила. И кто ее в этом может упрекнуть?
В 15 лет дочь домохозяйки и рабочего одной из фабрик маленького городка в Пенсильвании получила грант на учебу в колледже. Ее родители представляли собой идеальный образец счастливой супружеской пары. Они поженились совсем юными и сумели сохранить любовь — вопреки прогнозам, что бедность и юность непременно разрушат любой союз. Шэрон воспитывали в строгости, чуть что не так — будущая звезда получала затрещину от матери. Но, несмотря на суровую атмосферу, росла умной девочкой и с самого детства сидела за книжками. Даже ночью читала, при свете фонарика. А поскольку была наделена еще и красотой, решила поучаствовать в местном конкурсе красавиц. Титул штата не выиграла, однако один из членов жюри посоветовал девушке отправиться в Нью-Йорк и попытать счастья в модельном бизнесе. Сначала амбициозная Шэрон все-таки получила диплом бакалавра, а потом поехала в Нью-Йорк вместе с мамой. Поселилась у тети в Нью-Джерси, но освоилась в мегаполисе буквально в первые же дни. Самое знаменитое агентство Эйлин Форд немедленно предложило ей контракт. Шэрон работала даже какое-то время в Париже, а набравшись опыта, решила, что пора приступать к осуществлению заветной мечты — стать актрисой, да не простой, а такой, как Мэрилин Монро. В Нью-Йорке на кастинге к фильму «Звездные воспоминания» Стоун приглянулась Вуди Аллену. И он дал ей роль без слов — «хорошенькой девушки в вагоне поезда». Шэрон использовала эту строчку в резюме на полную катушку. Переехала в Лос-Анджелес и снималась везде, где только могла, заполучив вскоре «почетное» звание старлетки из фильмов категории «В». Причем, вот ведь забавно, ее считали холодной как лед, не в состоянии признать в девушке с деловой хваткой и острым умом классическую блондинку, иными словами, «горячую штучку».
Шэрон вышла замуж за продюсера Майкла Гринберга, но через два с половиной года развелась с ним. Заполучив в 1990 году роль жены героя Шварценеггера в фильме «Вспомнить все», Стоун совершила свой первый серьезный прорыв в Голливуде. Для закрепления успеха (и чтобы помочь рекламной раскрутке фильма) снялась для обложки Playboy — предварительно спросив разрешения у отца. Он сказал, что, если это ей поможет, он не имеет права возражать. В конце концов, сам не раз брал в руки этот журнал, равно как и миллионы мужчин...
Все эти действия привели к тому, что Стоун внесли в список 50 самых красивых людей мира — по версии популярного журнала People. И признали, наконец, в ней сексуальную блондинку, хотя и с мозгами. Метаморфозы, случившиеся с Шэрон, не могли не повлиять на продюсеров, искавших партнершу для Майкла Дугласа в «Основной инстинкт». Уже тогда Стоун сообразила, что вести себя ей полагается теперь как звезде, а не бесправной старлетке. И начала изматывать продюсеров, режиссера и всех, кого только можно, своими требованиями. Цель оправдывает средства — девиз этот придумала не она, не так ли?
Шэрон Стоун — домохозяйка?
Но только в 1995 году ей удалось достичь следующей ступени — признания, что она серьезная актриса, а не просто сексуальная блондинка. Роль в фильме Мартина Скорсезе «Казино» принесла Стоун долгожданную номинацию на «Оскар» и престижную победу на «Золотом глобусе».
Наконец-то уладив карьерные вопросы, Шэрон хотела исправить и свой образ «пожирательницы мужчин» и мечтала о семье. В конце 90-х она приняла настойчивые ухаживания Фила Бронштейна, главного редактора влиятельной газеты в Сан-Франциско, и вышла за него замуж. Интересная личность, умный, харизматичный, но типичный охотник по своей натуре — к несчастью, ей всегда нравились такие мужчины. У Фила было прозвище Мачо и репутация мужчины с взрывным характером, чей глаз горит всегда. Как-то он сломал в драке лодыжку одному влиятельному политическому консультанту, когда тот посмел оскорбить сотрудника его газеты. Добившись своего, то есть обуздав норовистую звезду, он поспешил превратить ее в домохозяйку. Шэрон переехала из Голливуда в Сан-Франциско и на какое-то время подчинилась привычкам и прихотям мужа. Устраивала домашние приемы в качестве хозяйки, пекла печенье, отказывалась от каких-то предложений из Голливуда, чтобы не бросать его надолго. Она очень хотела детей, но ничего не получалось. Шэрон сделала множество неудачных попыток искусственно забеременеть. Убедила мужа подать бумаги на усыновление. И в тот роковой день, когда она в очередной раз потеряла ребенка и едва не умерла сама, муж привез в больницу счастливые новости — адвокат уладил контракт с суррогатной матерью. И вскоре, в июле 2000 года, они стали родителями чудесного малыша Роана, рожденного в Техасе. Казалось, жизнь налаживается. Чтобы продемонстрировать мужу свою любовь, Шэрон организовала закрытый поход в зоопарк Лос-Анджелеса и выбила разрешение на посещение мужем клетки с гигантским вараном. Одним из множества эксцентричных увлечений Фила была его любовь ко всем видам пресмыкающихся. К сожалению, у знаменитой ящерицы тоже были свои предпочтения. Она приняла лодыжку незваного посетителя за свою любимую пищу — белую крысу — и довольно серьезно повредил ногу Фила укусом. Из зоопарка Стоун пришлось везти мужа прямо в больницу...
Примерно в тот же период дала трещину их семейная идиллия. Фил был недоволен слишком большим вниманием к своей супруге, и если раньше ему даже нравилось шутки ради называть себя «мистер Стоун», то теперь он предпочел бы взять свои обещания — не мешать карьере супруги — обратно. Фил стал изменять самой «горячей штучке» Голливуда. Вероятно, ему казалось, что теперь уж она никуда от него не денется, и он не видел причин не вернуться к старым добрым привычкам ловеласа. А поскольку был очень известным человеком, то о похождениях мужа жена узнала сразу же.
Выстрел в затылок
Первый (и последний) раз Стоун видели с опухшими от слез глазами на важном светском мероприятии — аукционе, который она вела как давний пропагандист борьбы со СПИДом (ей передала эту функцию лично Элизабет Тэйлор, организовавшая знаменитый фонд amfAR), привлекая самых богатых людей давать деньги на благородное дело. Макияж не смог скрыть ее покрасневшие веки и нехарактерное смятение — ей стало известно, как муж в открытую флиртовал в известном всему Сан-Франциско баре с молоденькой практиканткой-журналисткой. Более того, Шэрон доложили, что Фил открытым текстом заявил девице, будто бы в его жизни грядут большие перемены и жена уже мало для него значит. Возможно, Стоун в чем-то перестаралась. Ее активная общественная деятельность (а она и правда очень много занималась благотворительностью, лучше нее никто не умел выбить огромные суммы из богачей), съемки, рекламные кампании — вынести все это ее мужу оказалось не по силам. Разрыв отсрочило несчастье, едва не убившее Стоун. В 2001 году она почувствовала такую сильную головную боль, словно ей выстрелили в затылок. Фил отвез ее в больницу, где обнаружили тромб. Как выяснилось позже, кровоизлияние продолжалось несколько дней, и Шэрон попала чуть ли не в один процент тех, кто выживает после подобного удара и сложнейшей операции на мозге...
Мало кто знает, в каком состоянии вернулась тогда домой актриса. Потеря памяти, слуха, чувствительности в нижней части левой ноги. Тогда Стоун впервые усомнилась в своих силах и в своем будущем, способности контролировать и дальше свою жизнь. Она поняла, что случившееся вряд ли было случайностью — слишком сильным был стресс. Шэрон пришлось заново учиться всему — ходить, говорить, слышать, видеть. На это ушли годы. Но полностью ничего не восстановилось.
«Я потеряла абсолютно все»
Надо отдать должное Филу: пока жена болела, он был рядом. Хотя отношения их сводились лишь к совместным заботам о сыне. Бронштейн боялся ее болезни, не хотел даже приближаться к жене. В 2004 году состоялся развод. Сначала суд вынес решение о равных правах на ребенка. Но вскоре бывший муж потребовал пересмотра дела. И на этот раз Шэрон достались лишь права визитерши и возможность привозить сына к себе на определенное время. Жить мальчик должен был в Сан-Франциско, с отцом, а не с матерью в Лос-Анджелесе, куда Стоун переехала после своего брачного фиаско. Причем адвокаты использовали все ту же старую песню — нельзя доверить воспитание ребенка больной женщине, да еще снискавшей славу откровенными сценами в кино. «Я тогда потеряла все. Абсолютно все. Деньги, опеку над сыном. Карьеру. Все те вещи, которые определяли меня и мою жизнь». Тем не менее Шэрон нашла в себе силы продолжать жить и вернуть многое из потерянного. Например, усыновить одной, уже вне брака, еще двоих сыновей. Но возвратить абсолютно все, чего она лишилась, ей было не суждено. Голливуд от нее отвернулся. В фильмографии Шэрон последних 20 лет трудно найти работу, даже отдаленно схожую с такими хитами, как «Вспомнить все», «Основной инстинкт», «Казино». При не слишком большом выборе она отдает предпочтение сложным характерным ролям. Как в фильмах «Под маской жиголо» Джона Туртурро (где одним из ее партнеров стал Вуди Аллен) или «Лавлэйс». На телевидении Стоун везет чуть больше — яркие эпизоды в сериалах «Практика», «Агент Икс», специально для нее написанная роль в сериале «Рэтчед» (про ту самую медсестру Милдред Рэтчед из «Пролетая над гнездом кукушки»). Сейчас, по ее словам, актриса ждет телепроекта, способного вновь развернуть ее карьеру на 180 градусов.
Но главным своим достижением Стоун считает материнство — нелегкую роль матери-одиночки. И она ей удалась, сыновья любят и ценят свою мать.
300 уколов ботокса
Когда-то Шэрон очень боялась старости. Но после того, как чуть не умерла, все изменилось. «Такое счастье знать, что есть другая перспектива — всего лишь будешь постепенно стареть!» Конечно, она следит за собой. Ест только натуральные органические продукты, никакого глютена, много мяса, содержащего протеин. Не пьет и не курит. После перенесенного инсульта ей пришлось сделать 300 уколов ботокса и установить филлеры, чтобы придать естественность левой части лица. И процедуры нужно делать постоянно, она называет это «болезненной неврологической необходимостью». Как-то ответила то ли в шутку, то ли всерьез, почему рассталась с очередным любовником: «Не хотела колоть еще больше ботокса».
Стоун умеет извлекать уроки из своих ошибок. Особенно когда дело касается личной жизни. Актриса никогда не скрывала, что ей нравятся мужчины моложе ее, и самое главное — она по-прежнему очень даже нравится им. И не только потому, что отлично выглядит. Ее образ сексуальной роковой блондинки, похоже, никуда не делся и по-прежнему завораживает представителей мужского пола. Недавно в интервью известной телеведущей на вопрос, сколько все-таки лет должно быть мужчине, чтобы она обратила на него внимание, Стоун ответила, что не меньше 45. Но она прекрасно отдает себе отчет в том, что ни с кем из своих поклонников не станет рассчитывать на серьезные отношения. Много крутилось около нее таких (если не молодых, но намного моложе ее) бойфрендов, но дальше любовных интрижек дело не зашло. Ее больше никто не заставит играть не по своим правилам. А если та самая репутация из «Основного инстинкта» (основанная на той самой сцене, о чем отлично Стоун известно) играет на нее, что ж — она и это заслужила. «Любой мужик в Голливуде встретится со мной, если я захочу. Нет, напишите иначе — любой мужчина в любой точке земного шара».
Она не строит иллюзий и насчет своей карьеры. Почти наверняка ей не светит главная роль в крупном голливудском фильме. А если и позовут, то не на ее условиях. Недавно выяснилось, что она, к сожалению, права. Актриса рассказала о встрече со студийными боссами (не называя имен). Появление Шэрон Стоун в марвеловском блокбастере (журналисты, сопоставив информацию, предположили, о чем шла речь) оценили в 500 тысяч долларов. Ровно столько она получила и за «Основной инстинкт». Почти тридцать лет тому назад. Актриса сочла такое предложение унизительным и отказалась. «Я планирую вставать по утрам и работать. И творить. Если не для Голливуда, значит, моя работа и мое творчество пригодятся кому-то еще. В конце концов, они и не хотели меня принимать обратно. К счастью, живопись помогла мне избавиться от страхов и травмы, что я больше никогда не буду здоровой и поэтому мне вряд ли достанется нормальная работа в индустрии, где инвалидам вроде меня не место. Больше я этого не боюсь».