Согласно обнародованным в 2021 году планам российского правительства, доля электромобилей на отечественном авторынке к 2030 году должна была вырасти с 0,04 до 15%. Санкции отсрочили этот момент на 5–7 лет. Как теперь будет развиваться отрасль — разбирался РБК.
К 2021 году количество электромобилей в мире достигло 16,5 млн, утроившись за три предшествовавших года. Окончательные итоги 2022 года пока не подведены, однако после двух кварталов количество электрокаров составляло уже 20 млн единиц. Ожидается, что к 2025 году их число достигнет 77 млн. В 2021 году автопроизводители активно объявляли о скорой полной замене авто на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) в пользу электрокаров: VW, BMW, Mercedes, Toyota предлагали клиентам новые функции и расширяли модельный ряд.
Правительство России в августе 2021 года утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автотранспорта до 2030 года. Согласно концепции, к этому времени электрокары должны были занять до 15% российского автомобильного рынка.
План предполагалось реализовать в три этапа.
До 2023 года. Пилотное производство электрокаров и освоение производства зарядных станций.
До 2025 года. Расширение модельного ряда электромобилей и локализация его комплектующих.
До 2030 года. Наращивание объема выпуска электротранспорта и полная локализация производства.
События 2022 года перенесли сроки и внесли коррективы в направления реализации проекта. Акцент сместился на локализацию производства электромобилей при активной поддержке государства.
Компания «Рэнера» (дочерняя компания «Росатома») совместно с «Автотором» планирует производить литийионные ячейки и полноценные аккумуляторные батареи для электрокаров на новом заводе в Калининградской области. Заработать он должен в 2025 году. Первые образцы уже выпущены, а полностью завершить процесс локализации планируется к 2030 году.
КамАЗ и власти Москвы инвестируют 5 млрд руб. в развитие завода «Москвич» (ранее — «Рено Россия»). На нем планируют выпускать электромобили на базе разработок стартапа «Кама», который в августе 2022 года открыл офис в Китае.
Производство электромобиля «Кама» может начаться в 2024 году.
В прошлом году продажи новых автомобилей в России рухнули по сравнению с 2021 годом: в период с января по ноябрь 2022 года в стране было продано на 58,8% меньше, чем за 11 месяцев прошлого года. Производство затруднено также из-за санкций и нехватки комплектующих.
Поэтому реальность расходится с планами, хотя электрокары проектируют несколько предприятий — КамАЗ, военный завод «Алмаз-Антей», концерн «Калашников». Исключение — автозавод ГАЗ, который уже поставил на конвейер сразу несколько модификаций электрической «Газели». Но это не легковой, а коммерческий транспорт.
Развитие российского рынка электромобилей также блокируют высокие цены на комплектующие, недостатки инфраструктуры и отсутствие профессионального сервиса. В конце июля 2022 года по всей стране насчитывалось всего около 1600 зарядных станций для электрокаров — преимущественно в крупных городах.
Закономерным сейчас кажется сотрудничество с Китаем — он лидер по экспорту электромобилей. В 2022 году в стране продали 3,5 млн электрокаров — это больше, чем во всем остальном мире. Кроме того, в Китае находятся четыре из десяти крупнейших мировых производителей аккумуляторов.
Несмотря на то что в России нет массового рынка электромобилей и недостаточно зарядок для них, интерес россиян к электрокарам и их продажи растут. По данным «Автостата», в 2021 году в стране было продано 9070 подержанных электромобилей, а это на 69% больше, чем в 2020 году. А в феврале 2022 года россияне приобрели в 3,8 раза больше электромобилей, чем годом ранее.
До 2022 года бывшие в употреблении электрокары не облагались пошлиной — сегодня она составляет 15%, но все равно существенно меньше, чем на машину с ДВС (здесь около 50%). Поэтому спрос на подержанные электромобили пока выше спроса на новые.
В то же время государство активно поддерживает выпуск экологичного транспорта и готово выделять субсидии на его покупку. Минпромторг запустил программу поддержки спроса на российские машины со скидкой на электромобили в 35%. Сейчас под скидку попадает только Evolute, презентованный в 2022 году, — это модификация китайского Dongfeng, который будут собирать на липецком заводе «Моторинвест». Государство субсидирует 925 тыс. руб. на покупку электромобиля.
Основная задача государства сейчас — работать в связке с частным бизнесом для привлечения инвестиций в отрасль, чтобы впоследствии локализовать выпуск электрокаров в России.
Если говорить о перспективах глобального рынка, то сейчас в разных странах действуют льготы и преференции для электрокаров. Но как только количество электрокаров превысит критическую массу автопарка страны или мегаполиса, то они станут упраздняться. В результате это может привести к превышению налогов на электромобили в сравнении с налогами и сборами на автомобили с ДВС сейчас. Однако пока они действуют, будущее с электромобилями представляется неизбежным: в Европе это может случиться к 2035–2045 годам. В России позднее — к 2050–2060 годам.
О чем эта статья
Текст описывает рост количества электромобилей в мире и принимаемые государством меры для стимулирования развития этой отрасли. Правительство России в августе 2021 года утвердило концепцию по развитию производства и использования электромобилей до 2030 года. Согласно концепции, к этому времени электрокары должны будут занять до 15% российского автомобильного рынка. События 2022 года перенесли сроки и внесли коррективы в направлении реализации проекта. Акцент смещен на локализацию производства электромобилей при активной поддержке государства. Компания «Рэнера» (дочерняя компания «Росатома») совместно с «Автотором» планирует производить литийионные ячейки и полноценные аккумуляторные батареи для электромобилей на новом заводе в Калининградской области. КамАЗ и власти Москвы инвестировали 5 млрд руб. в развитие завода «Москвич». На нем планируется производить электромобили на базе разработок стартапа «Кама».
Правительство России активно поддерживает развитие отрасли электромобилей, предоставляя субсидии на их покупку. Основная задача государства сейчас — работать в связке с частным бизнесом для привлечения инвестиций в отрасль, чтобы впоследствии локализовать выпуск электромобилей в России.
Если говорить о перспективах глобального рынка, то сейчас в разных странах действуют льготы и преференции для электромобилей. Но как только количество электромобилей превысит критическую массу автопарка страны или мегаполиса, то они станут отменяться. Однако, пока они действуют, будущее с электромобилями представляется неизбежным: в Европе это может произойти к 2035–2045 годам, в России позднее — к 2050–2060 годам. Одновременно правительства многих стран активно работают над тем, чтобы сделать отрасль более привлекательной для инвесторов.
Текст сгенерирован GigaChat
Электромобили XXI века
В начале XXI века мир увидел революцию в транспорте, когда компания Tesla выпустила свой первый электромобиль Tesla Roadster. Этот двухместный спортивный автомобиль использовал новую технологию литийионных батарей, которые обеспечивали дальность хода до 480 км на одном заряде. Благодаря этому Tesla стала лидером в отрасли электромобилей и привлекла внимание всего мира. Однако это было только начало. В течение следующих нескольких лет другие компании, такие как Toyota, Nissan и Honda, выпустили свои собственные электромобили, которые также быстро стали популярными. Эти машины использовали различные технологии батарей, но все они работали на основе литийионных элементов. Сегодня налицо настоящий бум электромобилей, поскольку все больше компаний начинают производить их. Некоторые из самых популярных моделей — Tesla Model 3, Volkswagen e-Golf и Ford Fusion Energi EV. Будущее производства электромобилей выглядит светлым благодаря прогрессу в технологиях батарей и увеличению спроса на экологически чистые транспортные средства. Tesla и другие компании продолжают разрабатывать новые модели и улучшать уже существующие.
Текст сгенерирован GigaChat