Жители Еревана вышли на площади и улицы города. Митингующие рассказали «АиФ», что считают себя обманутыми Сержем Саргсяном, обещавшим уйти из политики, но ставшим премьер-министром. Как на острую фазу политического кризиса смотрят таксисты и туристы, читайте в материале АиФ.ru.
В Ереване неспокойно уже десятый день, 22 апреля можно считать апогеем политического кризиса. Его предпосылки были заметны, когда бывший президент Армении Серж Саргсян еще только собирался возглавить правительство страны. К этому моменту государство сменило форму правления и стало парламентской республикой, где вся полнота власти дается парламентом же премьер-министру. По неудивительному стечению обстоятельств партия Саргсяна имела там большинство и премьерство бывшего президента было делом времени. Когда оно пришло, оппозиционеры вспомнили обещание бывшего президента уйти из политики. Они вышли на улицы и смешались с немногочисленными туристами.
«Серж, ты нас обманул!»
Впрочем, митинговать наиболее пассионарные жители Еревана начали еще до назначения Саргсяна. Точкой сбора несогласных, которых возглавилоппозиционный депутат парламента Никол Пашинян, была площадь Республики. К пятнице протест вышел за ее пределы и громко — буквально с ревом — вырвался на улицы центральной части Еревана. К скандирующим «Серж, ты нас обманул. Серж, уходи!» присоединились автомобилисты, непрерывно сигналящие на ходу и во время остановок на перекрестках. Они звуком поддерживали пешеходов, создавая не только звуковую вакханалию, но и атмосферу революции. К тем пешеходам, кто блокировал дорогу автомобилям, водители относились доброжелательно, а искусственно создаваемые пробки становились источниками какафонии. Стихая ненадолго, шум раздавался по всему центру Еревана до позднего вечера.
Надо сказать, что колорит армянской столицы оппозиционеры ничуть не портили. Наиболее экспрессивные громче чем нужно выражали свое мнение, но никак не ухудшали атмосферу: кафе, рестораны, магазины и сувенирные лавки работали бесперебойно. Видимость беспорядков, как показалось, была даже на руку туристам: с хозяевами, не желающими терять и без того малочисленных покупателей, можно было хорошо торговаться. В ресторанах, где также было не так много посетителей, этот фокус не действовал. К сожалению.
К вечеру субботы к митингующим на площади пришел президент Армении Армен Саркисян. Как говорят коллеги-журналисты, был шанс, что исполнительная власть прислушается к протестующим и запустит процедуру достижения компромисса. Однако короткий разговор с Пашиняном ни к чему не привел. Оппозиция по-прежнему требовала отставки Саргсяна, и вся надежда была на воскресную встречу именно с ним. Однако еще более короткий разговор оппозиционера с премьером запустил негативный сценарий выхода из политического кризиса.
Таксист Сурен, как и полагается людям его профессии, знает если не все, то многое. В своем «Мерседесе» с рекламой туров по Армении он стоял на площади Республики и был свидетелем «ереванской революции» с самого ее начала.
«Серж дал команду начинать силовой сценарий. Почти прямо сказал об этом, когда отказался уходить в отставку после встречи с Пашиняном», — с беспокойством в голосе рассказывает он.
Таксист, как и многие опрошенные жители Еревана, опасается повторения событий десятилетней давности, когда в ходе столкновения с полицией 1 марта 2008 года от огнестрельных ранений погибли люди.
Насколько обоснованы опасения Сурена, сказать сложно, но митингующих с начала протеста стало намного больше. Об этом, в частности, говорят сотрудники магазинов в центре Еревана. К тому же власти вместе с Пашиняном арестовали двух его коллег-депутатов, — Сасуна Микаэляна и Арарата Мирзояна — что только привело к эскалации конфликта и увеличению числа возмущенных горожан. Они многотысячным маршем вышли на Саят-Нова, одну из главных улиц Еревана. На манифестацию с любопытством смотрели из окон многочисленных ресторанов туристы.
После полудня воскресенья полиция сконцентрировалась в центральных частях Еревана, в частности, на площади Франции. Большинство силовиков, однако, даже не имеют оружия: противодействуют оппозиционерам голыми руками. Впрочем, и сами митингующие демонстрируют пустые руки, подняв их вверх. Это, как и рев автомобилей, один из символов нынешнего протеста. Его движущей силой называют молодежь, но на улицу — буквально под колеса машин — выходят горожане почтенного возраста. У всех претензии экономического характера. Типичный армянин в возрасте формулирует их так: при десятилетнем правлении Саргсяна жизнь не улучшилась, даже наоборот. Он сам бы присоединился к митингам, но не может: работает. Хотя на искусственно создаваемые трудности не жалуется.
Впрочем, сказать, что политический кризис в Армении никак не повлиял на туристический бизнес, было бы нечестно. Новости из Еревана отпугнули его гостей еще до массовых манифестаций и ареста лидеров. Часть отельеров, например, потеряли гостей, отменивших бронь номеров: еще две недели назад в столице Армении почти не было свободных мест, но сейчас снять комнату не составляет большого труда.
Надо сказать, что простые ереванцы хоть и поддерживают протестующих, но прогнозируют окончание митингов к 24 апреля. В этот день все армяне вспоминают жертв геноцида, а в самой Армении ждут гостей: лидеров армянской диаспоры из многих стран. Утихнут ли акции, покажет время.