Правительство решило продолжить поэтапное снижение дисконта нефти марки Urals к котировке североморской нефтяной смеси North Sea Dated (аналог Brent), которая рассчитывается ценовым агентством Argus, для целей налогообложения (НДПИ и налог на дополнительный доход). В 2024 году дисконт должен снизиться с установленных сейчас $20 до $15 за баррель, в 2025 году — до $10, в 2026 году — до $6. Это следует из пояснительной записки от 21 сентября к проекту закона о федеральном бюджете.
У РБК есть копия этой записки, ее подлинность подтвердил источник в финансово-экономическом блоке правительства. Позже это подтвердили РБК в пресс-службе Минфина, уточнив, что новый размер дисконта $15 будет применяться уже с 1 января 2024 года.
Запланированное изменение дисконта в следующие три года позволит бюджету дополнительно собрать 860,9 млрд руб. в 2024 году, 933,8 млрд руб. в 2025 году и 859 млрд руб. в 2026 году, указано в документе. В итоге нефтегазовые доходы, которые прогнозируются на уровне 8,863 трлн руб. в этом году, в следующем должны увеличиться до 11,5 трлн руб., а в 2025 и 2026 годах — достичь 11,759 трлн и 11,414 трлн руб. соответственно. Доля таких доходов от общего объема (28,66 трлн руб.) в 2023 году составит чуть более 30% и вырастет до 35% в 2025-м.
РБК направил запросы в аппарат вице-премьера Александра Новака, пресс-службы Минэнерго, «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти».
Зачем власти сокращают дисконт к Brent
Дисконт к котировкам Brent начал использоваться в России для налоговых целей весной 2023 года на фоне эмбарго на поставки российской нефти в ЕС, из-за чего прежние индикаторы потеряли актуальность. До этого российские власти использовали в налоговых целях только котировки Urals на условиях CIF (продавец платит за транспортировку и страховку груза в порт отправления) с поставкой в нидерландский Роттердам и итальянскую Аугусту, которые предоставляло ценовое агентство Argus. Однако из-за логистических проблем на фоне западных санкций, а затем частичного запрета на поставку нефти в Европу и установления странами G7 ценового потолка на ее ввоз в третьи страны на уровне $60 за баррель эти котировки оказались ниже Brent на рекордные $35–40 за баррель, однако затем ситуация начала выправляться. Эксперты указывали, что в реальности российская нефть продавалась с дисконтом, но дороже, а бюджет недополучал доходы.
Сокращению дисконта способствовала диверсификация экспортных потоков. В июне Новак прогнозировал, что из 223 млн т нефти и нефтепродуктов, которые Россия ранее экспортировала в западном направлении, останется только 87 млн т (40%), а остальное будет вывезено в другие страны. Он, в частности, указывал, что уже в 2022 году поставки российской нефти в Индию выросли в 19 раз, до 41 млн т.
Сколько сейчас стоит Urals
По последним данным Argus на 22 сентября, стоимость Urals в Роттердаме выросла до $82,67 за баррель, в Аугусте — до $85,11. При этом дисконт Urals к Brent снизился до $11,38 и $8,94 за баррель соответственно. Argus прекратит публиковать эти данные с января 2024 года.
Стоимость Urals на базисе FOB (продавец только доставляет и грузит товар на указанное покупателем судно) в Приморске 22 сентября выросла до $80,85 за баррель, а дисконт сократился до $13,2 за баррель.
Российский Центральный банк прогнозирует, что по итогам всего 2023 года стоимость Urals составит $61 за баррель.
В июне глава Минфина Антон Силуанов говорил, что установленный изначально для налоговых целей дисконт в $25 за баррель «все-таки большой»: «Мы считаем, что может быть поменьше». Уже в конце июля президент Владимир Путин подписал изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривают снижение скидки до $20 с 1 сентября. В тех же поправках говорится о разработке собственного российского ценового индикатора, который будет рассчитываться на базе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Он должен заработать с начала 2024 года и также будет использоваться для расчета нефтяных налогов.
Скидка Urals к Brent при доставке в Китай и Индию уже составляет лишь $3–4 за баррель, поэтому планы правительства по дальнейшему снижению дисконта в целях налогообложения весьма своевременные, говорит ведущий аналитик по нефти Kpler Виктор Катона. По его подсчетам, уже сейчас власти не полностью облагают налогами доходы нефтегазовых компаний, потому что используют установленный дисконт ($20 за баррель), который выше реального. В рамках политики Минфина не так важно, каков будет реальный дисконт Urals к Brent на мировых рынках, налоги будут собираться после подсчетов по существующей формуле, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Например, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), Urals в августе торговался в среднем около $70 за баррель, и дисконт к мировому эталону достигал $15. При этом, по подсчетам Минфина, средняя цена нефти Urals с 15 августа по 14 сентября составила $77,03 за баррель и дисконт — $11,58.
Для нефтяных компаний, которые зачастую используют иностранных посредников, ужесточение требований Минфина может вызвать проблемы с репатриацией доходов, прогнозирует Катона. Нефтяные компании сейчас в непростой ситуации, они учатся работать под санкциями, при этом направляют в бюджет 80% от своей прибыли в качестве налогов, указывает Митрахович. Гипотетическое повышение этой доли до 90–95% может существенно затруднить развитие компаний, опасается он.
Сколько нефтегазовых доходов будет собрано
В первом полугодии 2023 года нефтегазовые доходы России упали на 47%, до 3,382 трлн руб. При этом в бюджете заложен их базовый уровень в размере 8 трлн руб. по итогам всего года. В Минфине объясняли такое снижение высокой базой 2022 года, снижением котировок цен на Urals и сокращением объемов экспорта газа. В пресс-службе министерства тогда заявили, что месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на «стабильную траекторию».
По данным МЭА, доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов в июне 2023 года упали почти вдвое по сравнению с июнем 2022 года ($20,4 млрд), а общий объем экспорта российской нефти в июне сократился до 7,3 млн барр. в сутки, что было самым низким показателем с марта 2021 года. Федеральная таможенная служба временно приостановила публикацию статистики по импорту и экспорту в апреле прошлого года, чтобы «избежать некорректных оценок и спекуляций» на фоне введения западных санкций из-за военной спецоперации на Украине.
Для исправления ситуации Минфин принял решение не только поэтапно сокращать дисконт к Brent для целей налогообложения, но и уменьшить вдвое выплаты компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер) с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц. Об этом впервые Силуанов заявил в конце апреля, соответствующие поправки в Налоговый кодекс были приняты в июле, а сами меры заработали с 1 сентября.
Последние предварительные данные Минфина показывают, что за январь—август нефтегазовые доходы составили 4,836 млрд руб., что на 38,2% меньше аналогичного периода прошлого года. В ведомстве подчеркивали, что месячная динамика нефтегазовых доходов вышла на уровень, значимо превышающий их базовое значение.
Доходы бюджета в 2024 году точно будут выше, так как переформатирование налогообложения подходит к концу, прогнозирует Катона. Отказ от котировок Argus для определения налоговой базы, состыковка будущих дисконтов с реальными ценами на рынке, увеличение нефтяного флота для минимизации урона в случае эскалации санкций — все это заметно укрепило возможности для увеличения доходов, полагает аналитик.
В пояснительной записке к законопроекту о федеральном бюджете говорится, что диверсификация поставок российской нефти обеспечила устойчивость добычи и экспорта, что дает возможность возвратиться к традиционному определению нефтегазовых доходов через базовую цену $60 за баррель с последующей индексацией на 2% ежегодно с 2027 года. Об этом говорил и глава Минфина Антон Силуанов 22 сентября на заседании правительства. C начала 2023 года прогноз таких доходов рассчитывался исходя из номинального значения 8 трлн руб. По бюджетному правилу, если доходы недобираются, то бюджет компенсирует недостачу из ФНБ, и наоборот, все, что сверх этих доходов, должно было поступать не в бюджет, а в валютном эквиваленте в ФНБ. Валютные операции ЦБ зеркалировал на открытом рынке. Однако такая конфигурация бюджетного правила имела недостатки для валютного рынка, указывали аналитики. С 10 августа и до конца года покупки валюты в рамках ее не проводятся из-за ослабления рубля.