ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 27, 2019

Уберите бюрократов со сцены

Рейтинг: 0

Автор: Елена Булова. Вечерняя Москва

Вчера во всем мире отпраздновали Международный день театра. Не исключено, что российскую театральную сцену в скором времени ждут реформы. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, нам нужно идти по пути поддержки наиболее востребованных государственных театров, а в ряде случаев идти и на объединение коллективов. О проблемах эффективной работы театров размышляет худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз.

Иосиф Райхельгауз входит в состав экспертного совета одиннадцати худруков, которые распределяют государственные гранты между театрами. О достоинствах и издержках этого процесса и о других театральных проблемах Москвы с худруком театра «Школа современной пьесы» беседует обозреватель «ВМ».

— Иосиф Леонидович, недавно премьер-министр в своем выступлении сказал, что в России слишком много государственных театров, и с их дальнейшей судьбой надо определяться. Это заявление взбудоражило театральную общественность...

— Я вижу, что у нас на многие мировые процессы существует двойной стандарт. Когда нам интересно и выгодно, то мы смотрим на все со стороны Европы и говорим: «Видите, как это происходит во всем цивилизованном мире, и как правильно». А когда нам что-то невыгодно и мы хотим получить обратный эффект, то смотрим со стороны России: «Вот видите, как все в Европе неправильно, а у нас все хорошо». Так и в вопросе театра. Как в Германии, Франции, Америке, Италии обстоит дело с государственными театрами?

Вот, например, в Париже есть каких-нибудь пять дотационных театров, и все они считаются национальным достоянием. Это, конечно же, Комеди Франсез, театр Мольера. Это парижская Гранд-опера, куда водят туристов, показывая им потолок, расписанный Шагалом. Можно насчитать еще три театра, хотя при этом в Париже их более семи сотен. То же самое происходит с Америкой и с другими странами. Но в этих странах есть очень внятный закон о меценатстве, освобождающий их от части налогов, и там богатые люди считают своим долгом давать деньги на искусство. У нас же если некий бизнесмен сует конвертик «на искусство», то говорит: «Только тихо!» Потому что сразу начнут искать: а откуда взялись деньги? Поэтому первый вопрос должен звучать так: а мы за что — за количество театров, за их качество или за участие государства в бюджете театра?

Но есть и другой важный вопрос, связанный с тем, что русский репертуарный театр — один из интереснейших в мире. Поверьте, нас никуда бы не приглашали, если бы мы не предъявляли серьезного искусства.

Ну или если бы не давали прибыль, когда зовут на коммерческие проекты. Российская культура сегодня все еще разнообразна и хорошо представлена, мы ею единственной можем гордиться, поскольку нефть и газ есть и в других странах. Доказательством этому служит то, что мои коллеги давно преподают в крупнейших университетах мира.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни